анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
«Никто не хотел войны. Война была неизбежна …»

Антон Лебедев, Саранск

Фраза из заглавия, произнесенная в контексте Первой Мировой, напоминает нам, что войны (равно как и конфликты в целом) – это очень часто не злая воля каких-то отдельных людей, а результат накопившихся противоречий. Все это происходит не внезапно, но нагнетается и «заряжается» постепенно: нарушаются, а затем и вовсе прекращаются, всякие отношения; накапливаются разочарования и обиды, собираются силы, нагнетается истерия и пропаганда (как говорил китайский стратег и мыслитель Сунь-цзы, «война – это путь обмана»). Парадокс, но в таких ситуациях и условиях, даже если власти обеих сторон, в целом, не хотят открытой войны, всегда найдутся с двух сторон (или даже с третьей) силы, которые будут к этому призывать, либо пойдут на провокацию. Могут произойти и случайные действия, приводящие к войне – подобно брошенной спичке или не затушенному окурку, воспламеняющим лесные пожары на огромных территориях. И вот уже логика событий толкает к военному противостоянию, а оно чревато самыми серьезными и трагичными последствиями.

При этом, естественно, хочется простых ответов – кто виноват, кто первый начал, с кого надо спрашивать, кому это выгодно (cui prodest; cui bono?) и так далее. Соображения здесь могут быть разными, равно как и источники информации. Но приходится признать, что у каждой из сторон есть своя «правда», свои претензии и «справедливые» требования. Кроме того, не секрет, что государства руководствуются (чаще всего) не некими возвышенными моральными нормами, а определенными интересами – в сфере экономики и геополитического влияния. К сожалению, все больше дискредитирует себя идея, что политика должна основываться на нравственности; что голосование на выборах – это не расчетливая политтехнология, а осознанное решение, которое нужно принимать по совести. Что есть взаимоуважение, осторожное отношение к интересам друг друга, а также к опасениям в сфере безопасности.

Священное Писание указывает на источник конфликтов: «откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете…» (Иак. 4:1-2). Война внешняя исходит из войны внутренней («воюющих в членах ваших»), ненависти («убиваете и завидуете»), постоянной неудовлетворенности желаний («не можете достигнуть»), задиристости («препираетесь и враждуете»). Чуть ниже, в той же главе, говорится о глубинной сути проблемы: «дружба с миром есть вражда против Бога» (ст. 4). Таким образом, речь идет не просто о конфликте интересов между эгоистичными и греховными людьми. Суть в конфликте человека с Богом, в нежелании найти покой в Нем, в непонимании Его путей, а значит, и в духовной слепоте, когда в ближнем не видим образ Божий.

Поэтому человечество и сопровождают непрестанные противостояния и войны. Они свидетельствуют о последних тяжких временах, которые предваряют Второе Пришествие Христа: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Матф. 24:6). Далее Спаситель поясняет: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней» (ст. 7-8). Сегодняшние события – это лишь предвестник, отголосок, слабый намек на грядущую глобальную катастрофу.

В этих условиях особую роль должны играть верующие, которые в Нагорной Проповеди отождествляются с «миротворцами», поскольку «они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9). В конечном счете, «Бог во Христе примирил с Собой мир», а нам дано «слово примирения» (2 Кор. 5:19). Мы не только призываем к миру между народами, не просто просим политиков одуматься и пойти на диалог, не только лишь молимся о деэскалации конфликта, компромиссах, договоренностях и мирных соглашениях. Самое главное, мы являем мир Божий… в самих себе. Прежде всего, там, где царят неопределенность, безнадега и паника, мы показываем пример любви, покоя, надежды и уверенности в Боге. И во-вторых, свидетельствуем миру через любовь между собой. К сожалению, подчас самые ярые и жесткие споры и ссоры о войне и мире, правде и истине, национальностях и истории, виновных и невинных происходят именно между верующими, которые как бы должны быть едины в Боге. В этом смысле, мне понравилась мысль одного служителя Церкви: «если нам для единства недостаточно Христа, то оно лишено духовного основания». Тогда речь идет не о духовном единстве, а (в лучшем случае) просто о сиюминутном союзничестве и прагматичном сотрудничестве.

Конечно, мы молимся о том, чтобы возможный военный конфликт не состоялся, но в конечном счете, вряд ли способны здесь что-то поменять. Однако, в наших силах и наша ответственность – хранить мир в сердцах и между собою, не допускать ненависти и ропота, не позволять текущим политическим событиям разрушать единство верующих.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>