анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
О контробвинениях

Сергей Худиев, Москва

Когда я в очередной раз читаю атеиста, ссылающегося на «костры инквизиции», как на довод против христианской веры, мое первое побуждение — ответить по существу. Знаменитейшая испанская инквизиция всего казнила, по подсчетам историков, от 826 (сохранились приговоры) до 3000 человек, учитывая, что часть материалов утеряна. При этом, эти восемьсот с чем-то смертных приговоров на примерно сорок пять тысяч сохранившихся дел - получается были, скорее, редкими.

Оценки жертв атеистических режимов ХХ века — в СССР, в Китае, в Кампучии, в Албании, в других странах — тоже расходятся. Между миллионами и десятками миллионов. Когда я обращаю на это внимание, обычно говорят, что это же совсем другое дело! Атеисты ХХ века либо не были настоящими атеистами, либо их злодейства выдуманы врагами, либо не выдуманы — но, во всяком случае, их нельзя приписывать атеизму.

С точки зрения аргументации тут, конечно, "нашла коса на камень". Почему злодейства религиозных людей, совершенных ими под знаменем религиозных воззрений, считаются за довод против религии, а злодейства атеистов, совершенные под знаменами атеистических идеологий не должны считаться за довод против атеизма? Логически в этом нет никакого смысла. Если злодейства последователей есть довод против определенный мировоззренческой позиции, то этот довод должен работать в обе стороны. Но потом я стал догадываться, что этот довод и не апеллирует к логике.

Если присмотреться к тому, как люди спорят о политике, можно заметить, как часто они обмениваются обвинениями. При этом, почему-то считается, что обвинения в адрес противной стороны как-то снимают обвинения со своей. Лучший способ защиты — нападение. Лучший способ отбиться от обвинений — обвинять первым. Как будто, если первым встать в позу прокурора, никто не сочтет тебя обвиняемым. Это, касается, конечно, не только споров о политике, но почти любых конфликтов, вплоть до семейных ссор. Люди пытаются не столько защитить свое поведение, обосновать его правильность, сколько первыми обвинить оппонентов и отвергнуть их право выдвигать обвинения. Поскольку все, кто мог бы меня обвинить, люди негодные и лицемерные, я ухожу с суда с высоко поднятой головой. Не им предъявлять мне упреки!

Все мы - люди. Мы не можем уйти от того, что мы подсудны и нуждаемся в оправдании. Мы все понимаем, что мы согрешили. Мы по разному можем реагировать на это чувство греха. Мы можем загонять его глубоко внутрь. Если нам это не удается, мы встаем в позу прокурора и обвиняем других — нам нужно, чтобы другие оказались негодяями, тогда на их-то фоне мы вроде бы люди приличные. Церковь, которая напоминает о Боге и Его суде, напоминает о вине и, естественно, вызывает защитную реакцию.

"Еретиков сжигали! Как люди, которые сжигали еретиков, могут меня в чем-то упрекнуть?!" Но есть и другой вариант — просто покаяться и принять Божие прощение. Тогда мы обретем покой, а с инквизиторами Бог как-нибудь Сам разберется.
Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?
  Следующие 20 >>