анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
История Исхода - путь к свободе или опыт послушания?

Илларион Огородников, Москва

Один из часто упоминаемых библейских образов свободы в евангельских общинах - это история Исхода евреев из Египта. Самое интересное, что евреи не обрели свободу в современном значении этого слова. Они не стали независимой нацией, как это произошло с американскими колониями в 18 веке. Евреи были освобождены Богом от тяжких заповедей фараона, вышли из египетской земли, заключили договор (Завет) с Иеговой, Который не только был их Богом, но и стал Господом (Господином). Произошла смена несправедливого, тяжкого угнетения египетского фараона на правление милосердного, но требующего послушания Небесного Царя.

Во время Исхода евреи видели много чудес, которые совершал Господь. Десять казней, переход через Чермное море, манна небесная и многое другое. Пока Бог действовал, они были спокойны, но как только вопрос стал ребром, и они должны были проявить своё участие – испугались и стали сомневаться в том, что одолеют врага и войдут в обещанную Богом Землю.

Евреям не хватало определённых качеств Божьего народа, которых до поры до времени компенсировались Моисеем. Он был этаким персонифицированным идеалом представителя народа Божьего. Послушание, стойкость веры, доверие, категоричность к греху, способность взять инициативу в свои руки, сострадательность и многое другое. То, чего в массе своей были лишены евреи, они компенсировали в пророке. Видимо поэтому - во время его долгого отсутствия - они пытались найти замену с помощью своего языческого мышления – сотворением золотых кумиров.

Бог не позволил войти евреям в Ханаан не потому, что они слишком много нагрешили, а потому, что они не были полноценным Его народом. Понадобилось время, чтобы полностью "переформатировать" евреев в Божий народ, воспитать новые поколения с помощью трудностей жизни в пустыни. Нужно было забвение прежней жизни и опыт выживания в тяжёлых условиях нищеты, когда нет возможностей и надежд, кроме как в уповании на зримое присутствие Божье, сотрудничество с реальным Богом в повседневности. Бог не просто создал заново народ, Он его воспитал в горниле 40-летней жизни в пустыне.

Ещё один интересный момент из истории Исхода евреев. Бог в пустыне говорит: «идите и возьмите землю, которую Я вам обещал». Народ отвечает: «мы не сможем, враг слишком силён (боязнь приобретения) и мы погибнем» (боязнь потерять то, что имеют). Отличная иллюстрация нашей жизни. Тот же страх сделать шаг веры и перейти в новый этап жизни, с одновременным страхом потерять то, что имеешь.

Читая историю выхода Израиля из Египта, понимаешь, что для Бога самое главное в человеке не попытки достичь состояния безгрешности (что невозможно - кто из нас без греха?), а послушание Богу. История Исхода – это пример не политического освобождения или свободы от рабского менталитета. Скорее это прообраз того, как Бог постепенно изменяет человека, преобразует его греховную, языческую сущность в нечто совершенно иное, лучшее, напоминающее то, что было утеряно давным-давно, но потенциально обретённое во Христе Иисусе.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>