анонсы вопрос-ответ
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
православный публицист Сергей Худиев
Спасается ли человек верой или делами? Может ли его спасти вера без дел?

Говоря о “вере” и “делах” важно избежать очень естественного недоразумения – люди склонны рассматривать “веру” или “дела” как некие достоинства человека, в награду за которые он получает вечное спасение. Если поставить вопрос так – обретает ли человек спасение в своей вере или в своих делах – то на него стоит ответить, что ни в том, ни в другом. Человек не может обрести спасение ни в своей вере, ни в своих делах, ни каких либо еще своих достоинствах и достижениях.

Писание настаивает на том факте, что человеческая природа очень глубоко поражена грехом. Тот мятеж против Создателя, который поднял (и в котором продолжает упорствовать) грешный человеческий род, настолько разрушил нас в духовном и нравственном отношении, что мы не можем вернуться к Богу своими усилиями. Наше положение настолько бедственно, что сами, без помощи Божьей, мы даже не способны захотеть обраться к Богу.

Поэтому мы должны отказаться от попыток искать какую-то надежду в себе, в достоинствах своих дел или в достоинствах своей веры, признать свою безнадежность и увидеть единственный источник нашей надежды в Иисусе Христе. Нас спасают Его дела, Его воплощение, Его совершенное послушание и смерть на кресте, Его Воскресение и ходатайство пред Отцом, а ни в коем случае не наши.

Верой мы сдаемся на милость, принимаем незаслуженный дар Божий, вступаем со Христом в определённые отношения, для описания которых Библия использует такие образы как брак и усыновление (в библейские времена под "браком" понимались, прежде всего, взаимные обязательства). Приведу пример. В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом – с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример – если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет: "это мой ребенок, я за него отвечаю". Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит: «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в свой дом. Как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага.

Итак, вера – это акт капитуляции; мы перестаем упираться и даем Христу себя спасти. Дела – это проявление спасения, а не его предварительное условие. Приведу еще один пример. Представьте себе, что царь вводит вороватого беспризорника в свой дворец и провозглашает его наследным принцем (как Бог и поступает с нами в акте искупления). Как беспризорник добился того, что он оказался царским сыном? Да никак, и никак добиться не мог – со стороны Царя это акт чистой, ничем не обусловленной милости. Но, поскольку ребенок соделан наследным принцем, он обязан научиться вести себя, как наследный принц. Несомненно, его отец-Царь не позволит ему сохранять его уличные привычки. Если он действительно усыновлен, его поведение будет меняться.

Новая жизнь и новые отношения с Богом, если они действительно есть, непременно проявятся в изменении жизни и в добрых делах. Как прекрасно говорит об этом св.Апостол Павел: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф.2:8-10).

>> задать вопрос



Может ли Бог вернуть молодость, если молиться искренне?

Где был Иисус с 13 до 27 лет?

А почему именно иудеи? Почему Бог явился к ним, а не к индейцам, арабам или чукчам?

Когда наконец-то исчезнет человечество, чтобы Земля обетованная свободно вздохнула?

Я устала жить, почему Бог не забирает меня?

Как отмолить то, что я молился сатане?

Моя верующая бабушка умерла от рака. Что дает Церковь?

Если все люди хотят мира, то почему столько войн?

Правда ли, что Бог нужен лишь несчастным, забитым, закомплексованным людям?

Почему у верующих получился Бог, который "хочет, но не может" при этом оставаясь всемогущим?
  Следующие 10 >>