анонсы вопрос-ответ
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
православный публицист Сергей Худиев
Многие объявляют религию источником нравственности. Но разве человек не может быть совестливым без Бога?

Совесть есть у всех людей просто в силу того, что они люди. Об этом говорит и Писание. Другое дело, что христианин и атеист по-разному ответят на вопрос "соответствует ли совесть чему-то объективному", т.е. выходящему за рамки субъективных предпочтений людей или групп людей. Компас указывает на объективно существующий северный полюс; существует ли “полюс добра”, на который указывает наша совесть?

Этот вопрос особенно важен в свете того, что совесть разных людей может одобрять и осуждать разные вещи – человек воспитанный в индуизме, например, может страшно терзаться угрызениями совести, поев говядины; коммунист – перекрестившись в минуту опасности.

Напротив, абортмахер может пафосно гордиться тем, что "помогает попавшим в беду женщинам, не смотря на давление мракобесов". Родители террористов-самоубийц могут испытывать глубокое моральное удовлетворение тем, что воспитали героев. Все эти люди имеют совесть, терзаются и гордятся в соответствии с ней. Различные политические активисты могут надрывно взывать к совести. Это может раздражать, но они искренни – они действительно верят, что всякий совестливый человек просто обязан поддержать их позицию.

Возможно, Вы признаете эти случаи проявлением искаженного нравственного чувства, сбившегося с пути под влиянием дурного воспитания, заблуждений или политической одержимости. Но говорить об "искажениях" нравственного чувства мы можем только признавая некий моральный стандарт. Тот самый “полюс добра”, на который должен указывать наш нравственный компас. Бессмысленно говорить о том, что компас испортился и показывает неправильно, если никакого полюса нет; тогда все направления одинаково неправильны – или, если Вам больше нравятся, одинаково правильны.

Так вот, в рамках атеизма полюса не существует – есть моральные предпочтения разных людей, есть то, что принято считать хорошим или плохим в той или иной культуре, но не существует никакого объективного, надчеловеческого добра.

В романе Шолохова “Тихий Дон” коммунист Макар Нагульнов говорит, что если ради торжества мировой революции надо будет расстреливать баб и детишек – он зубами скрипнет, но будет расстреливать. Он уверен, что этим служит добру. Убежденный нацист уверен, что служит добру, уничтожая врагов Рейха; террорист может быть уверен, что совершает славный подвиг, убивая себя вместе со случайно подвернувшимися гражданскими лицами. Совестливый атеист может считать все это отвратительным безумием, но одного он не может. Он не может сказать, что те, или другие, или третьи объективно, поистине неправы. В атеистическом мире не существует объективной правоты или неправоты. Нет никакого Высшего Судии, который мог бы сказать: это - добро, а это – зло. Не существует никакого объективного мерила праведности и неправедности.

Поэтому атеист, конечно, может быть совестливым, но тут его спасает счастливая непоследовательность. Он отрицает существование “полюса добра”, но чувствует и поступает так, будто этот полюс существует.

>> задать вопрос



С какой стати верующие в Бога считают его личностью?

Вот совесть сообщает мне: ужасный ты человек и изменить ничего нельзя, твоя душа полностью во тьме, не жить тебе. Идти против совести — идти против Бога?

"Распять плоть со страстями и похотями" - это метафора, которая означает избавление от любых желаний, соблазнов и пороков. Нужно ли каждому христианину поститься на одной воде 40 дней?

Все грехи (в том числе будущие) искуплены. Но тогда можно грешить сколько угодно, всё считается искупленным?

Важно ли для Бога, как именно молится человек: вслух, шёпотом, или «про себя»?

Грешно ли читать гороскоп?

Как относиться к народным к приметам?

Идея богоизбранного народа — не расистская?

Замаливание грехов для попадания в рай обязательно или достаточно того что ты исправился?

Если бы вам явился ангел и сказал, что для того, чтобы восстановилась справедливость и мир нужно убить человека. Что бы вы сделали?
  Следующие 10 >>