анонсы вопрос-ответ
новости
16.11.2023
Национальный молитвенный завтрак

9.11.2023
Впервые за 60 лет в Израиле найдены фрагменты библейских рукописей

4.11.2023
Женская конференция "Он нас сделал родными"

3.11.2023
В Москве наградили лауреатов конкурса "Просвещение через книгу"

3.11.2023
В США отметили 25-летие Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA)

3.11.2023
Кладбище эпохи Нового Царства с полным папирусом «Книги Мертвых» найдено в египетской провинции Минья

31.5.2001

православный публицист Сергей Худиев
Отношения с Богом – это глубоко личное дело, которое никого не касается. Почему Вы придаете такое значение принадлежности к Церкви и другим внешним проявлениям религии?

По целому ряду причин, но я пока укажу на только одну из них – в одиночестве вера легко вырождается в пустую мечтательность.

Верующих часто упрекают в эскапизме - бегстве от реальности. И действительно, эскапизм - это то, что может искажать или вовсе подменять веру. Можно понять желание найти утешение во внутреннем мире, где реальность не бьет по голове, где не нужно решать никаких проблем. Человек может убегать, скажем, в мир литературы-фэнтези, быть там прекрасным принцем и рубиться с орками. Он может убегать в мир "духовного делания", быть там великим подвижником и рубиться с бесами, может убегать в мир оккультизма, летать там по астралам и рубиться с лярвами. И то, и другое, и третье, может быть одинаково горестным и жалким бегством от действительности.

Эскапизм может облекаться в одежды самой причудливой ереси, а может и самой суровой ортодоксальности. Однако, в любом случае он означает уход человека в свой внутренний мир - уход от ближних и уход от Бога.

Эскапизм может притворяться верой, но вера Библии и вера Церкви развернута в противоположном направлении - от себя, к Богу и другим людям. Библейская вера - это то, что мы унаследовали от других людей и разделяем с другими людьми; это вера общины верных - Церкви. Принимая веру, мы приходим на пир, где уже собралось множество людей; принимаем подданство страны, которая уже существовала до нас и независимо от нас; становимся причастны наследию, которое собирали не мы. Вера выводит человека из самозацикленности - оказывается, кроме меня и моей внутренней жизни есть ещё Бог и есть ещё ближние.

Люди грешны, и им друг с другом тяжело. Кажется, Ежи Лец, если я не путаю, заметил, что ближний - это тот человек, которого нам заповедано любить и который делает все, чтобы нам в этом помешать. Всегда будет существовать соблазн убежать от ближних в свой внутренний мир - и тут ортодоксия говорит "нет". Учись строить отношения с другими, с теми, кто за пределами твоего внутреннего мира, с людьми вообще и прежде всего - с Церковью. К.Льюис цитирует фразу выдающегося протестансткого проповедника XVIII века Джона Уэсли, что "Новый Завет не знает одинокой веры". Действительно, вера Библии - "общая вера, моя и ваша"(ап.Павел), она существует и растет в общине. Там где эскапизм бежит от ближних, вера идет им навстречу.

>> задать вопрос



Зачем нужны догматы? Разве недостаточно просто верить?

Не опасна ли слепая вера?

Если у меня есть пища, потому что мне даёт её Бог, то не означает ли это, что у других её нет, потому что Бог решил им её не давать? Благодаря за нее Бога, не обвиняю ли я Его в фаворитизме ко мне и безразличии к другим?

Чем фанатизм отличается от очень сильной веры?

Личность человека в раю после смерти растворяется в Боге или продолжает существовать там отдельно?

В чем справедливость, если достаточно покаяться — и совершенное тобой зло будет прощено?

Можно ли спастись, если в жизни нет ни скорбей, ни болезней?

Грех ли художественное творчество?

Как Бог создал физическое зрение, если Он есть Дух и потому зрением таким не обладает?

Кто был подлинным виновником смерти Иисуса Христа?
  Следующие 10 >>