анонсы вопрос-ответ
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
православный публицист Сергей Худиев
Отношения с Богом – это глубоко личное дело, которое никого не касается. Почему Вы придаете такое значение принадлежности к Церкви и другим внешним проявлениям религии?

По целому ряду причин, но я пока укажу на только одну из них – в одиночестве вера легко вырождается в пустую мечтательность.

Верующих часто упрекают в эскапизме - бегстве от реальности. И действительно, эскапизм - это то, что может искажать или вовсе подменять веру. Можно понять желание найти утешение во внутреннем мире, где реальность не бьет по голове, где не нужно решать никаких проблем. Человек может убегать, скажем, в мир литературы-фэнтези, быть там прекрасным принцем и рубиться с орками. Он может убегать в мир "духовного делания", быть там великим подвижником и рубиться с бесами, может убегать в мир оккультизма, летать там по астралам и рубиться с лярвами. И то, и другое, и третье, может быть одинаково горестным и жалким бегством от действительности.

Эскапизм может облекаться в одежды самой причудливой ереси, а может и самой суровой ортодоксальности. Однако, в любом случае он означает уход человека в свой внутренний мир - уход от ближних и уход от Бога.

Эскапизм может притворяться верой, но вера Библии и вера Церкви развернута в противоположном направлении - от себя, к Богу и другим людям. Библейская вера - это то, что мы унаследовали от других людей и разделяем с другими людьми; это вера общины верных - Церкви. Принимая веру, мы приходим на пир, где уже собралось множество людей; принимаем подданство страны, которая уже существовала до нас и независимо от нас; становимся причастны наследию, которое собирали не мы. Вера выводит человека из самозацикленности - оказывается, кроме меня и моей внутренней жизни есть ещё Бог и есть ещё ближние.

Люди грешны, и им друг с другом тяжело. Кажется, Ежи Лец, если я не путаю, заметил, что ближний - это тот человек, которого нам заповедано любить и который делает все, чтобы нам в этом помешать. Всегда будет существовать соблазн убежать от ближних в свой внутренний мир - и тут ортодоксия говорит "нет". Учись строить отношения с другими, с теми, кто за пределами твоего внутреннего мира, с людьми вообще и прежде всего - с Церковью. К.Льюис цитирует фразу выдающегося протестансткого проповедника XVIII века Джона Уэсли, что "Новый Завет не знает одинокой веры". Действительно, вера Библии - "общая вера, моя и ваша"(ап.Павел), она существует и растет в общине. Там где эскапизм бежит от ближних, вера идет им навстречу.

>> задать вопрос



Может ли Бог вернуть молодость, если молиться искренне?

Где был Иисус с 13 до 27 лет?

А почему именно иудеи? Почему Бог явился к ним, а не к индейцам, арабам или чукчам?

Когда наконец-то исчезнет человечество, чтобы Земля обетованная свободно вздохнула?

Я устала жить, почему Бог не забирает меня?

Как отмолить то, что я молился сатане?

Моя верующая бабушка умерла от рака. Что дает Церковь?

Если все люди хотят мира, то почему столько войн?

Правда ли, что Бог нужен лишь несчастным, забитым, закомплексованным людям?

Почему у верующих получился Бог, который "хочет, но не может" при этом оставаясь всемогущим?
  Следующие 10 >>