анонсы вопрос-ответ
новости
16.11.2023
Национальный молитвенный завтрак

9.11.2023
Впервые за 60 лет в Израиле найдены фрагменты библейских рукописей

4.11.2023
Женская конференция "Он нас сделал родными"

3.11.2023
В Москве наградили лауреатов конкурса "Просвещение через книгу"

3.11.2023
В США отметили 25-летие Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA)

3.11.2023
Кладбище эпохи Нового Царства с полным папирусом «Книги Мертвых» найдено в египетской провинции Минья

31.5.2001

православный публицист Сергей Худиев
Церковь обещает легко снять с человека бремя ответственности, если только он исповедуется. Разве не более достойна позиция неверующего человека, который несет ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью?

Это доводится слышать нередко - христиане складывают бремя греха в таинстве исповеди, а вот неверующие его мужественно несут, отвечая при этом "перед собой". Не очень понятно, что люди имеют в виду, говоря об «ответственности перед собой». Христианская писательница Ольга Чигиринская говорит, что это напоминает ситуацию, когда человек сам себя приговорил к штрафу и сам себе его выплатил. В самом деле, не самобичеванием же людям заниматься в порядке "ответа перед собой".

В общем, ответственность перед собой - штука загадочная. Но я бы отметил, что вообще говоря, ответственность, суд и прощение существуют в рамках межличностных отношений. Если я расколотил свои очки, мне придется покупать новые - но это не вопрос "ответственности перед собой". Это вопрос необходимых трат, и не более того.

Ответственность возникает, если я расколотил Ваши очки - в этом случае у меня возникает ответственность как обязательство возместить Вам ущерб. Я был обязан воздерживаться от причинения вреда, я это обязательство нарушил и вред нанес - я должен этот вред компенсировать. Ответственность есть там, где есть обязательства по отношению к другим. Мы можем быть ответственны перед своими семьями, своими друзьями, своей страной, своей фирмой и т.д.

Грех - даже на межчеловеческом уровне - это то, что идет против наших обязательств и разрушает наши отношения с другими. Ответственность - это восстановление наших обязательств. Допустим, я прогулял рабочий день. Ответственность будет состоять в том, что я буду работать в выходной, чтобы компенсировать работодателю ущерб, нанесенный моим прогулом, и восстановить, таким образом, должное выполнение своих обязательств.

Прощение - это ситуация, когда мои обязательства рассматриваются как выполненные, а отношения восстановлены без компенсации с моей стороны. Работодатель, например, не требует, чтобы я отрабатывал, а Вы не требуете, чтобы я покупал Вам новые очки. Если я нанес более серьезный ущерб - например, сжег чужую машину - пострадавший автовладелец может возложить на меня ответственность, требуя компенсации, или простить, ничего не требуя. Так или иначе, если я расколотил Ваши очки или сжег Вашу машину, мне надо улаживать этот вопрос с Вами - платить или принимать прощение - а не со своей совестью. Если я заявлю, что "несу ответственность перед собой" это просто будет означать, что я не собираюсь ни платить, ни быть прощенным, а просто намерен пренебречь своими обязательствами. Это просто будет означать, что я не несу никакой ответственности. Очевидно, мои отношения с Вами разрушатся.

Христианское прощение позволяет восстановить отношения там, где компенсация невозможна (она вообще возможна мало когда). Я должен признать свою вину перед Богом и людьми, попросить и принять прощение. Иначе я окажусь в ситуации, когда заплатить не могу, а принять прощение отказываюсь - то есть как раз в ситуации отказа признавать свою ответственность. Покаяться перед Богом и попросить прощения у людей – значит всерьез отнестись к своей ответственности; заявить, что «я отвечаю перед собой» - значит отказаться от нее.

>> задать вопрос



Зачем нужны догматы? Разве недостаточно просто верить?

Не опасна ли слепая вера?

Если у меня есть пища, потому что мне даёт её Бог, то не означает ли это, что у других её нет, потому что Бог решил им её не давать? Благодаря за нее Бога, не обвиняю ли я Его в фаворитизме ко мне и безразличии к другим?

Чем фанатизм отличается от очень сильной веры?

Личность человека в раю после смерти растворяется в Боге или продолжает существовать там отдельно?

В чем справедливость, если достаточно покаяться — и совершенное тобой зло будет прощено?

Можно ли спастись, если в жизни нет ни скорбей, ни болезней?

Грех ли художественное творчество?

Как Бог создал физическое зрение, если Он есть Дух и потому зрением таким не обладает?

Кто был подлинным виновником смерти Иисуса Христа?
  Следующие 10 >>