анонсы вопрос-ответ
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
православный публицист Сергей Худиев
Церковь обещает легко снять с человека бремя ответственности, если только он исповедуется. Разве не более достойна позиция неверующего человека, который несет ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью?

Это доводится слышать нередко - христиане складывают бремя греха в таинстве исповеди, а вот неверующие его мужественно несут, отвечая при этом "перед собой". Не очень понятно, что люди имеют в виду, говоря об «ответственности перед собой». Христианская писательница Ольга Чигиринская говорит, что это напоминает ситуацию, когда человек сам себя приговорил к штрафу и сам себе его выплатил. В самом деле, не самобичеванием же людям заниматься в порядке "ответа перед собой".

В общем, ответственность перед собой - штука загадочная. Но я бы отметил, что вообще говоря, ответственность, суд и прощение существуют в рамках межличностных отношений. Если я расколотил свои очки, мне придется покупать новые - но это не вопрос "ответственности перед собой". Это вопрос необходимых трат, и не более того.

Ответственность возникает, если я расколотил Ваши очки - в этом случае у меня возникает ответственность как обязательство возместить Вам ущерб. Я был обязан воздерживаться от причинения вреда, я это обязательство нарушил и вред нанес - я должен этот вред компенсировать. Ответственность есть там, где есть обязательства по отношению к другим. Мы можем быть ответственны перед своими семьями, своими друзьями, своей страной, своей фирмой и т.д.

Грех - даже на межчеловеческом уровне - это то, что идет против наших обязательств и разрушает наши отношения с другими. Ответственность - это восстановление наших обязательств. Допустим, я прогулял рабочий день. Ответственность будет состоять в том, что я буду работать в выходной, чтобы компенсировать работодателю ущерб, нанесенный моим прогулом, и восстановить, таким образом, должное выполнение своих обязательств.

Прощение - это ситуация, когда мои обязательства рассматриваются как выполненные, а отношения восстановлены без компенсации с моей стороны. Работодатель, например, не требует, чтобы я отрабатывал, а Вы не требуете, чтобы я покупал Вам новые очки. Если я нанес более серьезный ущерб - например, сжег чужую машину - пострадавший автовладелец может возложить на меня ответственность, требуя компенсации, или простить, ничего не требуя. Так или иначе, если я расколотил Ваши очки или сжег Вашу машину, мне надо улаживать этот вопрос с Вами - платить или принимать прощение - а не со своей совестью. Если я заявлю, что "несу ответственность перед собой" это просто будет означать, что я не собираюсь ни платить, ни быть прощенным, а просто намерен пренебречь своими обязательствами. Это просто будет означать, что я не несу никакой ответственности. Очевидно, мои отношения с Вами разрушатся.

Христианское прощение позволяет восстановить отношения там, где компенсация невозможна (она вообще возможна мало когда). Я должен признать свою вину перед Богом и людьми, попросить и принять прощение. Иначе я окажусь в ситуации, когда заплатить не могу, а принять прощение отказываюсь - то есть как раз в ситуации отказа признавать свою ответственность. Покаяться перед Богом и попросить прощения у людей – значит всерьез отнестись к своей ответственности; заявить, что «я отвечаю перед собой» - значит отказаться от нее.

>> задать вопрос



Может ли Бог вернуть молодость, если молиться искренне?

Где был Иисус с 13 до 27 лет?

А почему именно иудеи? Почему Бог явился к ним, а не к индейцам, арабам или чукчам?

Когда наконец-то исчезнет человечество, чтобы Земля обетованная свободно вздохнула?

Я устала жить, почему Бог не забирает меня?

Как отмолить то, что я молился сатане?

Моя верующая бабушка умерла от рака. Что дает Церковь?

Если все люди хотят мира, то почему столько войн?

Правда ли, что Бог нужен лишь несчастным, забитым, закомплексованным людям?

Почему у верующих получился Бог, который "хочет, но не может" при этом оставаясь всемогущим?
  Следующие 10 >>