|
православный публицист Сергей Худиев
Владимир: Правильно ли мнение, что надо относится к Богу как к Отцу а не как к рабовладельцу, и не хорошо считать себя рабом Божиим?
Для нас слово «раб» предполагает слово «рабовладелец», которое носит резко негативный оттенок - это тот, кто относится к людям как к вещи, как к скоту, и против кого рабы, в свою очередь, ведут «классовую борьбу».
В мире Библии это не так. Раб — это тот, кто принадлежит другому человеку; такая принадлежность могла означать заботу с одной стороны и искреннюю преданность — с другой. Например, в книге Бытия мы читаем « Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана; (Быт.14:14)». Аврам сам вооружает своих рабов — будучи вполне уверен, что они не только не обратятся против него, но и будут рисковать жизнью, сражаясь на его стороне.
В Библейские времена раб мог иметь семью, жить в своем доме, распоряжаться другими рабами (напр. Мф.24:45), его статус как раба определялся не "забитостью" и "униженностью", а другим - он полностью принадлежал другому человеку. В античные времена рабство было личным, а это означало, что поскольку раб принадлежит определенному господину, то все другие господа не имеют на него никаких прав. Если я раб Гая Луция, то Гай Светоний мне не господин - от Гая Светония, как и от других возможных рабовладельцев я свободен. То, что Христос приобрел нас Себе ценою Своей крови, освобождает нас от рабства любым другим господам.
Говоря о себе, как о рабах Христовых, мы указываем на свою принадлежность Христу - принадлежность, которая освобождает нас от любых попыток других господ или сил поработить нас. Именно поэтому Апостолы так много говорят о свободе - у раба Христова нет рабовладельца на земле.
С другой стороны, в мире Библии Отец — гораздо более авторитетная фигура, чем сейчас. Дети были обязаны почтительно повиноваться ему. Бог в Писании сравнивает себя и с Господином, и с Отцом, указывая на то, что мы должны относиться к Нему с почтением и повиновением, исполняя Его заповеди. Как сказано у пророка « Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною»? (Мал.1:6).
>> задать вопрос
|
|
|