|
православный публицист Сергей Худиев
Как согласуется с реальностью утверждение на первой странице библии о том, что небо - твердь?
Как согласуется с реальностью утверждение с той же странице о том, что звёзды появились после земли?
Можно отметить, что в древнееврейском оригинале стоит слово «ракия», которое примерно означает «пространство» и не вызывает того представления о твердой поверхности, которое у нас связано с русским слово «твердь». Однако нам следует указать на более общее непонимание, с которым часто бывают связаны такие вопросы. Это непонимание языка Библии.
Библия не просто книга, это скорее целая библиотека. Она содержит тексты разных литературных жанров — поэтические гимны, исторические хроники, юридические документы, нраво и вероучительные наставления, личные свидетельства и многое другое. Многие истины Библия сообщает нам образным, поэтическим языком; более того, даже в обычной, повествовательной речи Библия прибегает к оборотам, которые могут отражать язык и культуру эпохи, когда она была написана.
Когда псалмопевец говорит: «Он простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих» (Пс.17:17), нам не приходит в голову понимать это в том смысле, что псалмопевец решил искупаться жарким деньком, стал утопать, но тут с небес спустилась рука Божия и ухватила его за шиворот. Даже не очень подготовленному читателю ясно, о чем идет речь — Бог избавил псалмопевца от смертельной опасности.
Когда мы читаем в Евангелии от Матфея «Авраам родил Исаака», нам обычно не приходит в голову делать вывод, что речь здесь идет о том, что мужчины рожают, а потом спрашивать, как это соответствует данным современной науки, которая недавно сделала волнующее открытие, что рожают, оказывается, только женщины. Мы спокойно принимаем, что речь идет о том, что Авраам стал отцом Исаака, а родила его — как мы читаем в той же Библии — Сарра.
Вопросы о последовательности дней в библейском повествовании о творении вызваны тем же- непониманием языка. Цель поэмы о сотворении — не описать нам технологический процесс творения мира (вероятно мы бы его просто не поняли; а люди древности — не поняли бы тем более), а открыть ряд истин о Боге как о Творце мира, земли, неба, звезд и вообще всего существующего, и открыть их, используя доступный человеческому восприятию образный язык.
>> задать вопрос
|
|
|