|
православный публицист Сергей Худиев
Как Церковь может прославлять Авраама за то, что он послушал Бога и чуть не убил своего сына?
На самом деле история Авраама — это история отмены человеческого жертвоприношения. Библия описывает историю спасения так, как она совершалась, а совершалась она в реальной человеческой жизни, среди людей, которые принадлежали к определенным культурам, имели определенные обычаи — часто дикие и страшные с нашей сточки зрения, да и объективно греховные перед Богом.
Для нас, живущих в мире во многом сформированном Библией, человеческие жертвоприношения — что-то ужасное и отвратительное. Авраам происходил из культуры, где ничего принципиально неприемлемого в них не видели. Принесение в жертву первенца было общеизвестным выражением высшей преданности божеству. Обычно на этот шаг шли в крайних обстоятельствах, при бедствиях, нападениях превосходящих врагов и тому подобном, но никакого морального отвращения такой поступок не вызывал ни во времена Авраама, ни, у языческих народов, и много позже.
Обращаясь к людям, Бог использует язык тогдашней человеческой культуры — иначе люди бы Его просто не поняли. Он требует от Авраама того, что тогда было высшим проявлением преданности — и когда Авраам уже заносит нож над Исааком, Бог показывает ему — нет, Бог Сам усмотрит жертву.
Это пророчество о Жертве Господа нашего Иисуса Христа, которого Бог сделает жертвой ради спасения людей. Но пока, в истории Авраама, Бог принимает его преданность, но не принимает уже приготовленную жертву. Бог показывает, что Он принимает (и щедро вознаграждает) преданность, безусловную веру, послушание, но жертва как таковая Ему не нужна. Он Сам, со Своей стороны, позаботится о Жертве.
>> задать вопрос
|
|
|