анонсы вопрос-ответ
новости
16.11.2023
Национальный молитвенный завтрак

9.11.2023
Впервые за 60 лет в Израиле найдены фрагменты библейских рукописей

4.11.2023
Женская конференция "Он нас сделал родными"

3.11.2023
В Москве наградили лауреатов конкурса "Просвещение через книгу"

3.11.2023
В США отметили 25-летие Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA)

3.11.2023
Кладбище эпохи Нового Царства с полным папирусом «Книги Мертвых» найдено в египетской провинции Минья

31.5.2001

православный публицист Сергей Худиев
Почему издание Библии нашего времени кардинально отличается от Библии времен Христа. Не получается ли так, что человек сам трактует ее содержание? Я мусульманин, а что это меняет, если Бог един?

Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет повествует о событиях, произошедших до прихода Иисуса Христа, Новый – о Его пришествии, Его личности и деяниях, об учении и служении Его учеников – апостолов. Новый Завет, как установили ученые, написан при жизни первого-второго поколения учеников Иисуса, уже после Его вознесения к Отцу. «Библия времен Христа» - это, строго говоря, Ветхий Завет. Отличается ли его тогдашний текст от того, которым мы располагаем сейчас? У нас есть ряд доказательств, что нет, не отличается. Я остановлюсь на, пожалуй, самом очевидном.

Самое надежное подтверждение тут исходит от людей, менее всего заинтересованных в поддержке христианской веры – от иудеев. Как мы знаем, большая часть иудейского народа не поверила в Иисуса и не приняла Нового Завета. Их наследники, не имея ничего общего с христианами, все эти века тщательно сохраняли текст Ветхого Завета (Танаха, как его называют иудеи) . Как легко убедиться, древнееврейский текст Танаха - это точно тот же текст, с которым имеют дело христиане.

Вопрос о том, дошли ли до нас тексты Нового Завета в том виде, в каком они были написаны, также тщательно рассматривался. Этим занимается область библеистики, которая называется текстологией. Ее выводы – большинство новозаветных текстов можно с уверенностью датировать периодом, когда большинство свидетелей описываемых событий были еще живы, а дошедшие до нас тексты могут отличаться от первоначальных только крайне незначительно. Дело в том, что тексты Нового Завета с самого начала переписывались во множестве экземпляров, на них ссылались, их цитировали в проповедях и книгах и до нас дошло более чем достаточно свидетельств того, как выглядел Новый Завет в самый первоначальный период развития Церкви.

До нас дошло более трех тысяч рукописей Нового Завета, количество цитат из него в других древних книгах я затрудняюсь и назвать. Эти тексты содержат незначительные расхождения, вызванные ошибками переписчиков, внесением в текст комментариев с полей и т.п. Количество таких разночтений крайне незначительно и не влияет на содержание текста. Вы легко можете в этом убедиться, например, в переводе Нового Завета под редакцией Епископа Кассиана (Безобразова) все существующие разночтения тщательно обозначены.

Однако само наличие таких разночтений указывает на достоверность текста - Переписчики, конечно, могли ошибаться, но едва ли все переписчики, как сговорившись, стали бы ошибаться одинаково во всех дошедших до нас более чем трех тысячах копиях греческого текста. Там, где текст одинаков и у переписчика из Северной Африки, и у переписчика из Британии, и у переписчика из Греции – мы можем быть уверены, что он правильно отображает оригинал.

Итак, мы можем быть уверены, что мы располагаем текстом того самого Ветхого Завета, который читал Иисус, и того самого Нового Завета, который был записан апостолами, Его непосредственными учениками и свидетелями Его жизни. Что же касается трактовки текста, то в интерпретации любого текста люди могут делать ошибки, однак,о едва ли все станут ошибаться одинаково, при всем богатстве различных интерпретаций, все христиане согласны в центральном свидетельстве Нового Завета – свидетельстве о личности и деяниях Господа нашего Иисуса Христа.

Что же касается христианства и ислама, то соглашаясь в некоторых важных вопросах (и христиане, и мусульмане верят в личностного, всемогущего и праведного Бога) - эти две религии расходятся в самом важном для христиан моменте – отношении к личности и деяниям Иисуса Христа. Коран, хотя и признает Иисуса выдающимся Божьим посланцем, отказывается признавать Его Сыном Божьим и Искупителем.

Я думаю, разногласия неизбежны, ведь все мы – немощные люди, склонные грешить и ошибаться. Однако на нас лежит обязанность со всей честностью и серьезностью постараться понять, чего хочет от нас Бог, и какой путь является истинным в Его глазах. Я бы посоветовал Вам тщательно рассмотреть все за и против христианской и исламской точки зрения и молиться Всевышнему о наставлении и руководстве. Подробнее о разногласиях между Христианством и Исламом можно прочитать, например, в книге «Исказила ли Церковь послание Иисуса».

>> задать вопрос



Зачем нужны догматы? Разве недостаточно просто верить?

Не опасна ли слепая вера?

Если у меня есть пища, потому что мне даёт её Бог, то не означает ли это, что у других её нет, потому что Бог решил им её не давать? Благодаря за нее Бога, не обвиняю ли я Его в фаворитизме ко мне и безразличии к другим?

Чем фанатизм отличается от очень сильной веры?

Личность человека в раю после смерти растворяется в Боге или продолжает существовать там отдельно?

В чем справедливость, если достаточно покаяться — и совершенное тобой зло будет прощено?

Можно ли спастись, если в жизни нет ни скорбей, ни болезней?

Грех ли художественное творчество?

Как Бог создал физическое зрение, если Он есть Дух и потому зрением таким не обладает?

Кто был подлинным виновником смерти Иисуса Христа?
  Следующие 10 >>