|
православный публицист Сергей Худиев
Я не понимаю учения о первородном грехе. Разве справедливо, что я могу быть осужден из-за греха далекого предка?
Мы могли бы тут недоумевать, если бы грех Адама был для нас чужим грехом. К примеру, я иду себе по улице, никого не трогаю. Вдруг меня волокут в «кутузку» за преступления какого-то очень далекого и незнакомого мне предка. Это было бы действительно непонятно.
Если бы я прожил чистую, безгрешную жизнь, в совершенной любви к Богу и ближнему, а меня бы ввергли в ад за грех моего далекого предка, к которому я не имел отношения, у меня были бы основания недоумевать.
Но реальная ситуация другая. Лично я (и лично Вы) съели запретный плод (причем неоднократно, причем продолжаем это делать). Грех Адама - это и наш грех; я и Вы лично, активно в нем соучаствуем. Лично я и лично Вы поступали неправильно; я противился тому свету, который был открыт, не хотел прийти и получить больше света, совершал поступки, о которых знал, что они плохие. Причем во всех случаях, когда я совершал грех, у меня была возможность его не совершать. Всегда, когда я пренебрегал долгом, у меня была возможность его исполнить. Это я объелся запретными плодами в случаях, которые сам хорошо помню, это я внимал внушениям змея и несу за это ответственность.
Апостол Павел в Послании к римлянам пишет, что люди виновны перед Богом и осуждены по причине их личных грехов . Перечисляя проявления человеческой греховности, он подводит итог:
«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех». (Рим. 3:19,20).
Богословы расходятся во мнениях, наследуем мы вину или только поврежденность Адама, но само по себе Евангелие обращено к сознанию личного греха - я буду судим по делам только моим, и совесть говорит мне, что я этого суда не выдержу, так что я отчаянно нуждаюсь в Искупителе. Апостол не говорит здесь, что "за грех прародителя наказываются все потомки". Потомкам хватит с избытком их личных грехов, чтобы быть осужденными в геенну.
Мне странно протестовать: "Не вешайте на меня кражу яблока, это все Адам, я тут не при чем!" или "Адам ошибся, но меня-то за что?" - когда я сам повинен и в краже, и во лжи, и в высокомерии, и в пренебрежении нуждами ближних, и во многом другом. Вполне возможно (богословы тут расходятся), что непосредственно за съедение именно этого запретного плода я и не буду осужден. Но разве легче от этого? Мало я без этого запретных плодов поел?
Всякий раз, когда я (или Вы) совершали грех, я (как и Вы) делал свой, вполне сознательный выбор. Поэтому мы и нуждаемся в том прощении, которое предлагает нам Христос.
>> задать вопрос
|
|
|