Все вокруг стремятся к победе, а я совсем нет. Люди, живущие рядом со мной, борются за достижение каких-то серьезных целей, а я не могу даже представить, ради чего стал бы вот так лезть из кожи. Ради денег? Несколько раз мне удавалось (ненадолго) вырваться из тисков беспробудной нищеты. Каждый раз я обнаруживал, что деньги – это сплошной геморрой. Ради писательской славы? Было время, когда люди узнавали меня в троллейбусе: ничего, кроме неловкости, в такие моменты я не испытывал. На большой олимпиаде жизни для меня главное не победа, а участие.
Быть живым – это, право слово, неплохо само по себе. И незачем портить эту славную штуку “жизнь” еще и какими-то дополнительными целями. Рванусь ли я к финишу изо всех сил или доковыляю дотуда прогуливающейся походкой – финиш-то у всех нас, к сожалению, один. Ну так и к чему торопиться?
Мне казалось, будто все это настолько само собой разумеется, что ни к чему сотый раз и повторять. Но, заглядывая иногда на канал, транслирующий Олимпиаду, я видел совсем иную картину. Калеча себя и окружающих, спортсмены рвались к победе. Комментаторы, причмокивая, обсуждали их гигантские гонорары. Проигравшие рыдали, победители выпячивали подбородки и говорили, что счастливы. Глядя на них, я думал, что уж эти-то ребята справятся с любой задачей, но вот что делать остальным? Что делать мне и тебе, мой читатель, если мы вовсе не чемпионы? К кому идти?
Перед тем как наша олимпийская сборная уехала в Канаду, спортсменов благословил патриарх Кирилл. Напутствие меня шокировало. “Бог, – улыбаясь, сказал он, – никогда не слышит молитвы тех, кто сам не стремится к победе изо всех сил”. “Неужели патриарх никогда не читал Евангелие?” – думал я, глядя по телевизору на эту странную церемонию. Потому что в Евангелии ведь говорится, что только таких людей Бог и слышит.
Во времена Своей земной жизни этот странный Бог дружил лишь с кончеными неудачниками: разорившимися мытарями и рыбаками, не способными поймать даже крошечную рыбку. Да и сам Он прожил не долгую, не славную и вовсе не успешную жизнь, которая закончилась всего лишь позорной казнью. Но именно благодаря этому Бог, в Которого я верю, как раз и способен услышать молитвы тех, у кого (как и у меня) вечно все валится из рук. Именно благодаря этому Он и в состоянии помочь даже тем, кто давно уже не верит ни в какую помощь.
Все вокруг стремятся к победе, а я совсем нет. Потому что верю в Того, Кто тоже к победе совсем не стремился. На этой неделе христиане начали подготовку к Пасхе, и я тоже начал готовиться к этому празднику. Пусть мир сломя голову несется, сам не знает куда; а я всего-навсего стану следовать олимпийскому принципу: в жизни главное не победа, а участие. Если я жил хоть мгновение, я уже победитель.
газета "Метро"