Страшное землетрясение, разрушившее столицу Гаити Порт-о-Пренс, явилось заключительным (на данный момент) аккордом в трагической истории этого островного государства. И до землетрясения это была беднейшая страна Западного полушария. История Гаити напоминала непрерывный фильм ужасов. После обретения независимости от Франции резня следовала за резней, смута за смутой, и уже на памяти этого поколения страна пережила диктатуру Франсуа Дювалье, "Папы Дока" и его сына, "Бэби Дока", которые правили, опираясь на сеявшие ужас отряды "Тонтон-Макутов" — головорезов, названных по имени демонических существ из гаитянской мифологии.
Падение диктатуры Дювалье не принесло мира и стабильности. Президент Бертран Аристид, католический священник-расстрига и человек весьма странного поведения, пришедший к власти в 1995 году, был вынужден бежать из страны после очередного переворота в 2004 году. В 2006 году, после ряда беспорядков и кровопролитий, к власти пришел нынешний президент, Рене Преваль.
В чем причина этого непрерывного потока бедствий? Что отличает Гаити от, например, соседней Доминиканской республики — тоже пережившей множество переворотов, однако сейчас являющейся процветающим туристическим центром?
Наиболее известной культурной особенностью Гаити является культ Вуду — отраженный во множестве голливудских кинофильмов и ставший узнаваемой частью массовой культуры. Адепты Вуду приносят животных в жертву духам и, в ходе странных и пугающих обрядов поклонения, призывают духов войти в тела адептов и контролировать их.
На документальных съемках вудуистких празднеств можно видеть людей, катающихся по земле, завывающих на разные голоса, кричащих и ревущих по-звериному. Поклонники духов ожидают, что те обеспечат их богатством, защитят их от несчастий и отомстят врагам.
"Бедные, невежественные люди" — может пожать плечами читатель. Возможно, но пару дней назад здесь, в Москве, в книжном магазине, мне попалась на глаза книга "Магия Вуду. Проверено: работает!". Внутри - описание вудуистких духов и подробные инструкции, как их вызывать, с надлежащими заклинаниями на гаитянском изводе французского, транслитерированными кириллицей.
В свете недавних новостей название книги приобрело оттенок зловещей иронии. Впрочем, иронию можно было заметить и раньше, во времена Папы Дока и Тонтон-Макутов. Гаитян может отчасти извинять то, что они живут в нищете и лишены образования, но про покупателей московских книжных магазинов этого не скажешь. Они все поголовно грамотны, являются наследниками тысячелетней христианской культуры, и тем, не менее, книга про то, как вызывать духов с нищего и несчастного острова, очевидно, себя окупает, как и множество другой подобной литературы.
Поразительно это прагматическое и вместе с тем безрассудное отношение к духовному миру — как будто духов можно использовать в своих целях, надо только знать как. При этом никаких вопросов о природе духов, природе взаимодействия с ними, возможных побочных и нежелательных эффектах такого взаимодействия, читатель не ставит. А ведь это важные вопросы — раз уж вы собрались лезть в духовный мир, стоило бы навести о нем справки, посмотреть, как в действительности "работает" магия Вуду и какие плоды она приносит там, где ее массово практикуют.
Мы, конечно, не знаем, связано ли землетрясение к культом Вуду — хотя подумать об этом стоит. Но вот социальный хаос, беспорядок, полное отсутствие дееспособного государства — связаны наверняка. Нам ни в коем случае не следует говорить, что гаитяне "сами виноваты" — стихийные бедствия поражают и нечестивых, и благочестивых, и не наше дело судить, кто из них и в какой мере виноват.
Но перед тем как покупать (из намерения решить свои проблемы или из пустого любопытства) инструкции по магии, стоит вспомнить о несчастной судьбе страны, откуда импортируется этот духовный продукт.