анонсы статьи
новости
26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль
Миссионерство в средневековой Европе

Инна Ракузина, Париж

Карта христианской Европы постоянно менялась, расширяясь на север и на восток
Карта христианской Европы постоянно менялась, расширяясь на север и на восток
Сегодня речь пойдёт о том, как трудно было быть миссионером в Средние века. Христианство распространялось по Европе нелегко, и в его победе важную роль сыграли миссионеры или, как их называли, воины Божьи. Они должны были обладать немалой энергией, чтобы обратить в христианство сопротивлявшиеся языческие народы.

Амбиции новой религии совпали с новым периодом европейской истории. Римская империя распадалась, пришедшие с востока варвары заполняли европейское пространство. Карта христианской Европы постоянно менялась, расширяясь на север и на восток.

Но сегодня мы рассмотрим относительно небольшой – с шестого по девятый век – период европейского христианства. Он, кстати, и стал решающим для новой религии. Ведь именно на этот исторический отрезок времени и приходится экспансия европейского континента, а вместе с ней и жесткое сопротивление язычества новой религии.

Именно в этот период конфронтации паганизма и христианства и возникло движение миссионеров. Они-то в сущности и были самыми эффективными носителями новой религии. Жизнь этих «милитэс Кристи» - воинов Христовых – была довольно хаотичной. Они сами никогда не знали, куда их забросит судьба. Не знали они также, будет ли им сопутствовать успех, или им придется отдать жизнь во имя веры.

Успехи миссионеров Западной Европы

Начало миссионерскому движению в Европе положил в шестом веке ирландец Коломар. Его самым заветным желаниеи было изменить общество, в котором он жил.

Как это не парадоксально, Коломар не отправился в населяемые язычниками земли. Его миссионерская деятельность ограничилась нынешней Францией и Италией. Население обеих этих стран к тому времени уже было евангелизировано и формально считалось христианским. Однако, по мнению ирландца, внешние атрибуты новой религии не соответствовали повседневной жизни народа.

Коломар считал, что лишь изменение многовековых устоев станет настоящей победой христианства. Своими противниками он считал не Юпитера или Вотана, а... пиво, лившееся рекой в земле франков. Пожалуй, это и стало одной из главных причин миссионерского похода Коломара в землю Меровингов. Коломар оставил письменное подтверждение своего намерения. «Религиозная жизнь здесь почти погасла,» - сокрушался благой ирландец.

В то время как Коломар направлялся пешком за папским благословением в Рим, легат Папы Григория Великого Святой Августин Кентерберийский отбывал с миссией на Британские острова.
Ирландский миссионер Коломар выступал против пивного алкоголизма среди франков
Ирландский миссионер Коломар выступал против пивного алкоголизма среди франков
Папа советовал ему проявить терпение и дипломатию в христианизации язычников. Англосаксы практиковали жертвоприношение животных, придавая этой традиции религиозный смысл. Тем лучше – считал Римский первосвященник. Будет легче приучить их молиться перед трапезой.

Августин последовал совету Папы. Он не призывал к разрушению языческих храмов, но превращал их в храмы христианские, куда новообращенные более охотно шли к воскресной мессе. Очень дипломатично и практически без инцидентов Папа Григорий и Августин обращали в христианство жителей Британии. Они последовательно придерживались ранее принятой установки – невозможно обращать людей в новую религию, требуя от них сразу же забыть многовековые традиции.

Горькие уроки

Совсем другие методы обращения восточных земель франков использовал «апостол Германии» Бонифаций. Он не обладал терпением и дипломатическими способностями Августина, он также хотел как можно быстрее привести в лоно Церкви живущих на границах с германцами славян, которых он считал «медлительными и заторможенными».

Бонифаций в отличие от дипломата Августина был убежден, что с мессами под открытым небом необходимо покончить, он считал, что любое напоминание новообращенным об их прошлых верованиях, лишь замедляет их приобщение к новой религии. И этот прозелитский напор дал свои отрицательные результаты. Новообращенные оказывали всяческое сопротивление насаждению новых традиций.

С большими трудностями проходила миссия и еще одного известного средневекового миссионера Амана, занимавшегося обращением в христианство фризонов. Закончилась она для посланника Святого престола мученичеством.

Неожиданная оппозиция благовестию

Однако если такое отношение к проповедникам новой веры язычников можно понять, сюрпризом для историков стало сопротивление присутствию миссионеров среди уже христианизированного населения местного духовенства, которое расценивало деятельность «воинов Божьих» как конкуренцию себе лично. Они требовали от миссионеров соблюдения иерархии. Особенно не жаловали миссионеров местные епископы.

Своего апогея межклирикальная борьба за влияние достигла в девятом веке и связана она с Мефодием – апостолом славян, которого Папа отправил с миссией в Папонию – сегодня это Венгрия, Чехия и Словакия.

Папония была тогда еще языческой землей. Но она граничила с уже христианизированными баварскими землями, и епископы Баварии хотели сами заняться обращением в христианство населявшие эти земли народы. Несмотря на то, что Мефодий отправился в миссию с благословения Папы, баварские епископы чинили ему всяческие препятствия. Специалисты по тому периоду считают, что он даже был на короткое время заключен в тюрьму. В борьбе с прибывшим из Рима соперником баварцы не гнушались ничем – они даже распространяли фальшивые письма, якобы подписанные Папой.

Славянский вопрос

Да, быть миссионером в средние века было очень трудно: с одной стороны им оказывали сопротивление язычники, с другой – их соперники-клирики. По мнению историков, изучающих Средние века, именно это двухстороннее давление и стало причиной ослабления деятельности миссионеров в Европе.

Исходя из трудного опыта распространения христианства в Западной Европе, римские миссионеры не решались продвигаться на восток, «за Дунай» - в совершенно непонятный им славянский мир. Опасения воинов Божьих поддерживали баварцы, ведшие постоянные войны со своими славянскими соседями. Этим историки объясняют позднюю христианизацию славянских народов.

Известно, что Карл Великий даже пытался отправить миссионеров для евангелизации восточной Европы, однако следы этого намерения объединителя Европы затерялись в истории. Предубеждение Западной Европы по отношению к славянскому миру медиевисты относят и к тому, что этот мир не только в прошлом не принадлежал к римскому, но также и не был с ним знаком. Отсюда, по всей вероятности, и сопротивление «организованного» духовенства личной инициативе миссионеров нести новую веру произвольно избранному народу.

К началу девятого века миссионерское движение в Европе резко пошло на убыль. Однако окончательно оно, к счастью, не прекратилось. Просто закончилась его раннесредневековая история. Начиная с 1000 года, появилось новое поколение проповедников, образовалась и новая политическая структура, позволившая принести христианство и на Восток Европы. А вместе с новой религией и изменить европейское общество.

RFI
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>