анонсы статьи
новости
27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане
На смерть отца Георгия Чистякова...

Александр Занемонец, кандидат исторических наук

+ Отец Георгий Чистяков (4.08.1953-22.06.2007)
+ Отец Георгий Чистяков (4.08.1953-22.06.2007)
22 июня умер московский священник о.Георгий Чистяков, умер от рака в 53 года после 15 лет священнического служения. Отец Георгий служил вторым священником в храме свв. Космы и Даимана в Столешниковом переулке и, как настоятель, в Покровском храме Детской республиканской больницы.

Путь о.Георгия во многом характерен для интеллигенции его поколения. Он происходил из семьи, где были верующие родственники, но все же обращение произошло уже в зрелом возрасте. Георгий Петрович Чистяков окончил истфак МГУ, занимаясь в первую очередь античностью и древними языками. От этого он, как в свое время С.С.Аверинцев, перешел к христианским древностям, к византийской и латинской христианской письменности. При этом его научные интересы имели скорее практический характер: он много преподавал, переводил, а блестящая память и живой характер превращали общение со студентами в более чем простой урок или лекцию. По окончании университета основным местом преподавания стал Институт иностранных языков. С середины 80-х гг. он преподавал курсы, уже непосредственно связанные с Библией и историей христианства (в том числе в московском физтехе, где в 90-е гг. заведовал кафедрой истории культуры). Позже о.Георгий стал профессором и член-корреспондентом РАЕН.

Педагогическая и такого рода миссионерская деятельность привели естественным образом ко священству, как возможности не только совершать литургию, но и открыто говорить о главном. Наверное, о.Георгий мог бы сказать вместе с о.Александром Ельчаниновым: "До священства - как о многом я должен был молчать, удерживать себя. Священство для меня - возможность говорить полным голосом".

Некоторым образом о.Георгий был связан с о.Александром Менем, хотя интересен к нему был, возможно, скорее интеллектуальным: сам о.Георгий не считал себя прихожанином или духовным чадом о.Александра. Георгий Петрович разделял свойственную многим русским интеллигентам любовь к Католической Церкви. Это никоим образом не было плодом католических "миссионерских усилий" 80-90х гг., но старая традиция видеть в Католической церкви оплот европейской культуры и, как многим стало казаться после II Ватиканского Собора, хорошо организованное, но без попрания свободы, христианство. Это о.Георгий продолжал ценить в католичестве и в годы своего священства.

Георгий Петрович начал прислуживать в московском храме свв. Космы и Дамиана вскоре после его открытия в самом начале 90-х, с благословением говорить проповеди. Тогда собственно храм находился на втором этаже типографии Библиотеки Иностранной Литературы, только начавшей покидать церковное помещение. Сначала это была небольшая комната около 40 м2, где теперь размещается класс воскресной школы, иногда превращаемый в крестильню. В 1992 г. Георгий Петрович был рукоположен в дьяконы и, вскоре после того, во священники. Его краткое дьяконское служение было вдохновенным, с радостью еще более близкого и полного участия в Евхаристии. "Священство, наверное, не для всех, - говорил тогда о.Георгий, - но дьяконского служения я пожелал бы очень многим молодым людям".

Все 15 лет священнического служения о.Георгия были связаны с московским храмом Косьмы и Дамиана. Так что история этого прихода, основанного и возглавляемого о.Александром Борисовым, в полной мере связана также с именем о.Георгия. Через два года, в 1994 г., о.Георгий стал также настоятелем больничного храма при отделении гематологии Детской республиканской больницы. Это стало особым служением для интеллигентного священника, знатока мировой литературы и древних языков - быть вместе со страдающими людьми - детьми и их родителями, приезжающими в Москву со всех концов страны и часто остающихся в больнице на годы в ожидании пересадки донорской почки. И это служение о.Георгий также с верностью нес до конца, пока сам не был сражен смертельной болезнью, еще в большей мере позволившей ему сострадать своим ближним в больничном приходе.

Литургическое и пастырское служение на приходе и в больнице о.Георгий по-прежнему совмещал с активной преподавательской, просветительской, отчасти журналистской деятельностью. Он продолжал преподавать на физтехе, в МГУ и РГГУ, в течение нескольких лет много выступал на радио и писал статьи для газеты "Русская Мысль", принимал участие в создании зала религиозной литературы Иностранной библиотеки и т.д. Нередко о.Георгий выезжал за пределы России (во Францию, Италию, в Сурожскую епархию), и эти поездки также носили церковный или ученый характер. Многие лекции и проповеди о.Георгия были превращены в книги или изданы на дисках.

Последние годы жизни о.Георгия были отягчены множеством болезней, из которых рак оказался смертельной. Но это дало о.Георгию те силы, мужество и смирение, которые нередко даются именно через страдание. Возвращаясь после частых лечений в больницах, о.Георгий сразу шел в храм, где служил, много и подолгу исповедовал, проповедовал. Последний раз он смог служить в своем приходе в конце марта, а его последней фотографией стала та, что была сделана на последней литургии: в священническом облачении, с радостной улыбкой и с крестом в руках.

53 года жизни, 15 лет священства, множество людей, любящих о.Георгия и приведенных им ко Христу и в Церковь. Множество сделанных дел. И все это, будем верить, лишь начала вечной жизни и продолжающегося служения, положенного на твердом основании.

Источник: «REGIONS.RU/Новости Федерации»
В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!
  Следующие 20 >>