На днях я посмотрел фильм "Ангелы и демоны", созданный по роману Дэна Брауна, рекламными афишами которого была завешана вся Москва. Книгу я дочитать не смог — попросту скучно. Но картинку воспринимать легче, и фильм я досмотрел до конца.
Пожалуй, это стоило сделать, чтобы ознакомиться с тем, как массовая культура формирует антихристианские мифы — мифы, которые при всей своей смехотворности начинают восприниматься как нечто "всем известное".
Как же это происходит? Сюжет закручивается вокруг того, что Церковь, как сообщает автор, с давних пор имела привычку казнить ученых. Причём делала это с изощренной жестокостью. Ученые молчали, ученые терпели. Но в конце-концов, их долготерпению пришёл конец. Они организовали тайное братство иллюминатов и долго (до наших дней) думали, как бы им отомстить коварным церковникам.
Наконец такой случай представился — иллюминаты похитили немного антиматерии из научного центра — достаточно, чтобы взорвать град Ватикан. Дальше герои в стандартном наборе - специалист по тайным обществам и обязательная длинноногая девица, спортсменка, хотя, увы, и не комсомолка — пытаются сорвать зловещие планы иллюминатов.
Откровения профессора Лэнгдона
По ходу развития сюжета профессор Роберт Лэнгдон, главный герой, сообщает о таком событии как "Великая кастрация". Мол, некий морально озабоченный папаша собственноручно поотбивал гениталии у обнаженных статуй. ("Вы антикатолик?" - спрашивают Лэнгдона. "Нет, я антивандал!" - отвечает тот.) Также он сообщает о La Purga - событии, якобы имевшем место в 1668 году. Тогда церковники похитили четырех ученых, выжгли им на груди кресты, чтобы очистить их от грехов, и казнили, чтобы неповадно было силам прогресса и науки ставить под вопрос учение Церкви.
Ничего подобного, конечно, не происходило в действительности. Вообще, конфликт науки и религии в хрестоматийном деле Галилея проистек значительно мягче, чем конфликт науки и атеизма в деле Вавилова. Но множество людей будут уверены, что и "Великая кастрация", и "Ла Пурга" - исторические факты.
Дело в том, что мы по умолчанию воспринимаем художественный сюжет как вымысел, происходящий в реальных декорациях - то, чего не было, но при имеющихся данных могло бы быть.
Если часть декораций при этом подаются как реальные - дело происходит не в фантазийном королевстве голливудского Камелота, а в реальном Риме - мы по умолчанию склонны воспринимать все декорации как реальные. Если в фильме некие исторические факты упоминаются как имевшие место, зритель их так по умолчанию и воспринимает.
Например, тезис предыдущего фильма по Дэну Брауну, "Кода да Винчи", что Христа обожествил император Константин в 4 веке нашей эры, уже (при всей его исторической фантастичности) проложил дорогу в сознание масс — его упоминают на интернет-форумах, как нечто, неподлежащее сомнению.
Буйство художественного вымысла
Если человек не интересуется предметом специально, его знания о нем формируются из упоминаний, с которыми он сталкивался по ходу других сюжетов. Лэнгдон, напоминая церковникам о La Purga, говорит: "Как, и вы не знаете собственной истории?!". Ну как же, любой школьник знает, Константин обожествил Иисуса, La Purga, "Великая Кастрация", вражда Церкви и науки...
При этом пропагандист, когда ему прямо укажут на его ложь, может посмотреть на вас, как кроткий страдалец от мракобесия и нетерпимости и сказать: "Я не вру, я выдумываю!" Художественный же вымысел, свобода художника, что вы прицепились-то?
Собственно художественный вымысел тоже "на высоте" - кардиналы единодушно и долго отказываются эвакуировать людей с площади перед собором св. Петра в Риме, когда там вот-вот взорвется емкость с антиматерией, и все погибнут. И вообще, они проявляют полное пренебрежение к человеческим жизням.
Человек, не осиливший фильм до конца, может сказать, что противники церковников - иллюминаты - тоже порядочные злодеи. Убивают ученого, который, собственно, и создал этот образец антиматерии, кардиналов ритуально умерщвляют всякими садистскими способами, карабинеров при исполнении стреляют почем зря, Папу убили, собираются поднять на воздух пол-Рима.
Но, как известно, шила в мешке не утаишь. В конце-концов выясняется, что все эти безобразия организовал некий священник, чтобы кардиналы от испуга поставили его Папой! Однако, движет им не честолюбие как таковое, а мрачный религиозный фанатизм - он опять хочет противостать науке и прогрессу. Когда его разоблачают, он обливает себя лампадным маслом и сжигает, раскинув руки крестом и крича: "Отче, в руки твои предаю дух мой!" (слова Христа из Евангелия).
Happy end?
В конце фильма новоизбранный Папа Лука говорит что-то примирительное, но Лэнгдон на него смотрит внимательно - мол, знаем мы вас, церковников, вам бы всё ла пурги учинять. С точки зрения истории (как, кстати и с точки зрения физики) все, что показано в фильме - полная чушь, но для множества зрителей это самой собой разумеющиеся факты.
Христианству противостоит не разум, не наука, не просвещение — христианству противостоят нелепые мифы. Что же до противостояния науки и веры — в том самом центре ядерный исследований CERN, который фигурирует в фильме (такой центр реально существует), в качестве одного из ведущих научных сотрудников работает православный священник Андрей Остапчук, физик-ядерщик, профессор Аахенского университета и настоятель прихода во имя великомученика Пантелеимона в Кельне. Такова реальность и она не имеет ничего общего с антихристианскими мифами.