анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
Экологический рай

Леонид Куканов, Санкт-Петербург

Задумывались ли вы что имел ввиду евангелист Иоанн, когда сказал что Бог возлюбил мир (Ин. 3:16)? Что вообще для Иоанна значит понятие «мир»?

В Новом Завете есть два слова переводящихся на русский язык как «мир, вселенная»: κόσμος и οἰκουμένη. Слово κόσμος универсальное, оно используется чаще в значении вселенная, весь сотворённый мир (Мф. 13:35, Лк. 9:25, Отк. 13:8). Тогда как οἰκουμένη более определённое слово, которое обозначает обитаемую вселенную, человечество (Мф. 24:14, Деян. 11:28, Рим. 10:18 и др.).

Однако Иоанн совсем не использует слово οἰκουμένη ни в Евангелии, ни в своих посланиях, вместо него он использует слово κόσμος в обоих значениях: и весь сотворённый мир, и человечество. Причём переход значений настолько плавный, что неизбежно встаёт вопрос – не понимал ли Иоанн человечество в не разрывной связи с другим творением.

Рассмотрим наиболее яркий пример встречающийся в прологе евангелия в Ин. 1:10, и во многом объясняющий богословскую интерпретацию Иоанном термина «мир/ὁ κόσμος»: «(Свет) В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.» Первое и второе употребление термина «мир» непосредственно относится ко всему творению – «В мире был, и мир чрез Него начал быть», а третье употребление скорее всего означает разумную часть упоминаемого мира, т. е. людей – «и мир (т. е. люди) его не познал». Но поскольку это один и тот же термин, который Иоанн использует в одном контексте одного предложения, логично принимать оба смысла, а не выбирать между ними. Получается, что Иоанн видит человечество как неотъемлемую часть целого Божьего творения и не разделяет их.

Подобное понимание тесной связи человечества и остального творения присутствует на протяжении всей Библии, начиная с книги Бытия: «…человеку Господь Бог сказал: …ты съел плод‚ который Я запретил тебе есть! Ныне проклята из-за тебя земля: в муках будешь ее плоды добывать. Колючие кусты она тебе произрастит, полевою травою питаться будешь и в поте лица добывать свой хлеб» (Быт. 3:17).

Как мы видим, падение первого человека повлекло за собой падение всего творения. Однако Ветхий Завет описывает отношения людского и животных миров, как направленные в перспективе на мирное сосуществование. Такая совместная жизнь может характеризоваться понятиями «мир с» и «мир от». «Мир от» это более прагматичный вариант, он говорит об избегании опасности поражения или смерти от диких животных. Однако идеальный вариант – второй. Он говорит о «мире с» дикими животными, то есть возвращению к первоначальным райским условиям.

Эти отношения с дикими животными, которые изображаются в известном описании мессианской эры, когда примирившись с Богом, весь мир обретёт гармонию: «Будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком, теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти. Медведица и корова станут пастись вместе… Будет лев, словно бык, питаться соломой… Зла и вреда уже не станут творить на Моей святой горе, ибо знание о Господе наполнит землю» (Ис. 11:6-9).

Этот пассаж часто неправильно понимается современными читателями, как просто картина мира между животными. На самом деле, он изображает мир между человеческой вселенной, с его домашними животными (ребенок, ягнёнок, вол, корова), и миром диких животных (волк, леопард, лев, медведь, ядовитые змеи), которые обычно воспринимаются как угроза человеческой жизни. Люди представлены здесь в своей самой уязвимой форме, как дети, впрочем, как и большинство домашних животных тоже (ягнёнок, козлёнок и т.д.). Это – картина примирения человеческого мира с миром диких животных, который исцелён от страха и насилия, которое было заложено в завете с Ноем. Особое внимание стоит обратить на последнюю фразу, выражение «Моей святой горе»… является параллелью « всей земле» и выражает полностью искупленный и обновлённый мир. Знание о Яхве переданное через его Дух, сделало возможным всему миру стать собственным святилищем Бога без потребности в разделении и барьерах.

Таким образом, традиционная эсхатологическая мысль иудаизма предполагает обновлённый и искупленный мир. Иоанн выросший в контексте этого мировоззрения, разумеется понимал, что Бог настолько возлюбил своё творение, что решил примерить его и спасти от зла. Для этого Он отдал Сына, чтобы разумная часть творения уверовав в Него спаслась, вернувшись в изначальный замысел Бога, который описан в первых главах книги Бытия.
Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство
  Следующие 20 >>