От того места, где возвышался разрушенный террористами Всемирный торговый центр и до парома на остров Статен-Айленд - рукой подать. Туристы-зеваки зачастую начинают свою экскурсию по Нью-Йорку с места теракта, а потом едут полюбоваться на свежие разрушения от урагана Сэнди.
Вместо того, чтобы как-то помочь пострадавшим, состоятельные туристы предпочитают глазеть на чужое горе и фоткать страшные сцены разрушений с палубы комфортабельного судна. А потом они спешат в Манхэттен, чтобы отобедать там в дорогом ресторане и приступить к предрождественскому шоппингу.
Вот что происходит, когда люди теряют глубинное чувство сострадания и ответственности друг за друга. Увы, для многих помощь ближнему перестала быть зовом сердца. В порядке вещей стало смотреть на чужую нужду издалека и свысока.
Стоит ли удивляться, что проигравший на выборах кандидат в президенты США обвиняет в своём поражении "жадных до подачек" избирателей? Якобы, они отказались отдать свои голоса за него, т.к. были слишком слабы и невежественны. А его товарищ по поражению, бывший кандидат на пост вице-президента стыдит так называемых "горожан" (т.е. чернокожих
американцев) за то, что они вообще посмели прийти на участки и принять участие в голосовании.
Многие разрушенные стихией районы в шт. Нью-Йорк и Нью-Джерси всё ещё без электричества, водопроводной воды, отопления и надежды. Но владельцев и посетителей элитных бутиков на Пятой авеню это волнует меньше всего. Будто шторм разыгрался где-то на другой планете, а не совсем рядом.
Скандал вокруг супружеской неверности главы ЦРУ генерала Дэвида Петрэуса приоткрыл перед нами малоизвестный мир курортного города Тампа - флоридского убежища для влиятельных и богатых. Высшее военное руководство из этого мира отсылает молодых американцев рисковать жизнью и здоровьем в битвах на чужой земле. А сами в это время прожигают жизнь на весёлых вечеринках в компании коррумпированных подрядчиков и профессиональных "светских львиц".
Похоже, крупный капитал переписал под себя "социальный контракт", который лежал в основе американской демократии. Вместо того, чтобы нам вместе жертвовать частью личной свободы ради нравственного общества и просвещённого правительства, богатые взяли и купили себе полную вольницу. Теперь они могут жить как им заблагорассудиться. Вся тяжесть поддержки общества легла на плечи тех, у кого нет богатств.
Вот что кроется за текущими спорами о предложенном повышении налогов для ультра-богатых. Оппоненты этого повышения говорят, что раз слабые и бедные живут за счёт правительства, пусть они и оплачивают его счета. Как будто и не было многомиллиардных правительственных интервенций по спасению самых богатых американцев во время текущего кризиса. Как будто не милости со стороны государственных структур помогли этим американцам сколотить их огромные состояния. Притворимся, что богатые разбогатели только благодаря своим великим талантам и заслугам. Притворимся, что только сверхбогатые создают рабочие места в нашей стране. (И это несмотря на то, что подавляющее большинство рабочих мест в США создаются малыми предприятиями, чьи владельцы имеют доход гораздо меньший, чем тот, который предложено обложить дополнительным налогом.)
В этом, как мне кажется, кроется великий провал традиционного христианства в Америке. Он не в том, что падает посещаемость наших церквей, средний прихожанин стареет, а пожертвования уменьшаются. Нет, всё это - лишь последствия. Наш провал в том, что мы были заняты сами собой, когда был порван социальный контракт. Наш провал в том, что мы пресмыкались перед богатыми вместо того, чтобы учить их скромности и благодарности. Наш провал в том, что мы создавали удобные места в Церкви и обществе для тех, кому и без того было удобно.
Да, мы получили "чувство глубокого удовлетворения" от нашей редкой миссионерской работы среди нуждающихся. Но мы не стали добиваться полного преобразования жизни. Увы, великий раскол между нами и нуждающимися не испугал нас. Вместо того чтобы проповедовать Евангелие, которое на самом деле возвещал наш Господь и Спаситель Иисус Христос, мы строили "общественный институт", зависимый от милости умиротворённых богачей.
И теперь мы с горестью обнаружили, что большие деньги хранят верность лишь себе, а не Господу Богу. Наше духовное возрождение возможно лишь в солидарности с неимущими. Это может стать следующим "великим американским пробуждением", когда мы наберёмся смелости делать то, что делал Иисус - говорить истину власть имущим, а не стоять смиренно в очереди за крохами с их богатого стола.
Том Эйрих - священник Епископальной церкви США, церковный консультант, писатель и публицист.