Недавно мне ещё раз задали вопрос: «Какой смысл в восхвалении Бога? Не доказывают ли постоянные призывы к восхвалению Бога, что Бог списан с какого-нибудь ближневосточного тирана, который постоянно требовал лести?»
В самом деле, ближневосточные (а также европейские и любые другие) тираны требовали гротескных, преувеличенных восхвалений. Мы понимаем, что в такого рода хвале есть что-то неуместное и дурное. Но что именно? Плохо ли вообще хвалить людей?
Нет, мы охотно хвалим тех, кого любим, начиная от наших домашних и кончая любимыми писателями или композиторами. В наши дни, с распространением интернета и блогов люди часто помещают в социальных сетях записи любимых музыкантов, репродукции любимых художников или фотографии любимых мест. Они приглашают нас разделить их восхищение и радость, воздать хвалу тому, что, по их мнению, достойно этой хвалы. Когда Вы говорите «N — хороший человек» Вы его хвалите, оцениваете по достоинству, и, очевидно, в этом нет ничего дурного.
Похвала бывает ложной и неуместной. Именно тогда ее и называют лестью. Первоначальное значение слова «лесть» - ложь, тот же корень мы видим в слове «прельщать». Когда подданные (из-за страха или идолопоклонства) восхваляют тирана - это плохо по той простой причине, что тиран такой хвалы не заслуживает. Когда благочестивые верующие воспевают Господу «Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя, ибо Ты святым Твоим Крестом Искупил мир», - это правильно, хорошо и уместно потому, что это правда. Христос действительно искупил мир, Он действительно заслуживает нашего поклонения.
Когда поданные тирана благодарят его «за наше счастливое детство» - это ужасно, так как это неправда. Когда мы встречаем что-то поистине достойное похвалы — нравственный подвиг, художественную гениальность, интеллектуальную глубину — хвала является естественной, здоровой, уместной реакцией. Когда верующие (в том числе верующие, оставившие нам Библию) встречали Бога, их сердце изливалось хвалой потому, что Бог абсолютно, в высшей степени достоин этого. Люди выражали хвалу в величественных соборах и торжественных мессах, чтобы мы могли услышать, понять, как это дивно, величественно и невыразимо прекрасно — встретить Бога, пережить Его присутствие.
Такая хвала полна радости и ликования, восторга и изумления. Небеса полны хвалой потому, что они полны радости. Здесь, на земле, нам приходится учиться хвале так, как учатся плавать или говорить на другом языке — это не всегда получается само собой. Но мы просто принимаем решение — восхвалять Бога потому, что Он достоин этого. В ожидании того дня, когда у нас раскроются крылья, мы обретём голос и исполнимся вечного ликования.