анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
О перманентной реформации

Константин Захаров, Санкт-Петербург

Мартин Лютер - один из лидеров реформации
Мартин Лютер - один из лидеров реформации
В последнее время мне часто приходится слышать о том, что церкви необходима «вторая реформация». Говорится это по разным поводам. Некоторые считают, что в ней нуждается православие потому, что церковь и её деятели становятся центром скандалов. Другие ратуют за пробуждение протестантских церквей, поскольку приток людей существенно сократился.

Любопытно, что в первом случае за реформацию выступают в основном люди, не участвующие в церковной жизни, а наблюдающие за ней со стороны. Это понятно: православная церковь в глазах подавляющего большинства населения ассоциируется не с Благой вестью о Христе, а с национальной идеей, поэтому скандалы бросают тень не на конкретных людей, совершающих конкретные поступки, а как будто на весь народ.

О реформации же в протестантизме то и дело говорят сами протестанты. Успехи евангелизаций девяностых годов сменились взаимным равнодушием между церковью и миром. Мир, увлечённый заботами и развлечениями (что почище забот) века сего, отмахивается от благовестия. Христиане либо потихоньку замыкаются в своей субкультуре, которая защищает их от воздействия окружающей суеты, либо активно включаются в гонку за заботами под лозунгом: «Не отдадим добра сатане».

Рассуждения о реформе православия отдам православным, буду говорить о «своих», то есть о протестантах. И прежде всего хочу уточнить, что такое реформация. Великие реформаторы прошлого боролись с ересями и неправдами, проникшими в их родную церковь. И когда побороть неправду не удалось, они основали собственные церкви. Так то же самое фактически происходит и сейчас: любой служитель, не согласный с политикой и традициями церкви, в которой состоит, волен выйти из неё и организовать собственную. Церкви множатся, как грибы после дождя. С одной стороны это благо, поскольку благовестие таким образом ширится и в него вовлекается всё больше людей. С другой стороны в погоне за массовостью Евангелие часто проповедуется в привлекательном для большинства свете благополучия, здоровья и успеха. От него отсекается значительная часть реальной жизни, состоящая из тех самых труда и болезней, о которых сказано в 89 псалме.

Один из побочных эффектов такой перманентной «реформации» состоит в том, что люди, воспитанные на усечённом евангелии и противостоянии другим учениям, будут передавать своим последователям уже именно этот опыт, как основу христианской веры. И церкви начинают конкурировать друг с дружкой вместо того, чтобы идти вместе за Христом.

Церковь активно ищет новые формы благовестия. Помимо разного рода усечённых и приятных человеческой природе «евангелий», активно используются последние достижения техники и культуры. Где-то богослужебные собрания становятся более похожими на концерты самодеятельности, а где-то людям вообще нет нужды собираться вместе, чтобы прославить Господа, достаточно сесть за компьютер, подключённый к интернету, и церковь сама к тебе придёт. Кто-то сетует: всё меньше и меньше слышно Слово, всё меньше и меньше христиане хотят видеть друг друга, и мы становимся всё более термипыми ко греху. А кто-то радуется тому, что Евангелие теперь не ограничивается старыми формами проповеди и распространяется по проводам со скоростью света. А это значит «Господь грядёт!»

Я не буду давать оценку этим явлениям, просто отмечу, что, если разговоры о новой реформации возникают, значит все эти искания на самом деле не достигают желаемого. То есть, я не о том, что люди не столь охотно идут в церковь, несмотря на то, что там теперь может быть интересно и весело, а о том, что посреди всей этой интересности и весёлости душу вдруг может охватить тоска. Мне здесь от имени Самого Бога очень много пообещали, но будет ли Он выполнять это? Да и то ли мне на самом деле нужно? Я бросил пить и курить, вернулся в семью, стал здоровым и успешным человеком и ради вот этого Богу потребовалось принести в жертву Своего Сына?

Вдруг посреди всего этого шума восклицаний «Бог любит меня! Аллилуйя!» прорывается шёпот: «а я Его люблю?» Или я просто иду по цепочке благословений, заручаясь на каждый день строкой из Библии в качестве гарантийного письма от Самого Бога? И чего тогда стоит мой труд?

И тогда начинаешь думать об истинном смысле реформации - о покаянии. Не о том, которое знают в мире в виде слов «простите меня, я больше не буду», а о том, о котором писал Иоанн Богослов в послании держащего в деснице Своей семь звёзд ангелу Лаодикийской церкви.

Да, эта песня стара, как само христианство: церковь действительно должна жить в покаянии. Мы рабы ничего не стоящие, поэтому, нам незачем строить наполеоновские планы по завоеванию мира, нам нужно просто стоять посреди всеобщей тьмы и светить по мере сил. Тогда и реформации не понадобится.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>