Великий Пост в православной традиции начинается с прощенного воскресенья - дня, когда люди дают и испрашивают прощение друг у друга. Прощение - одно из ключевых понятий Писания. Настоящая трагедия нашего общества в том, что у нас его не только почти не практикуют - у нас плохо понимают, что это такое, и путают прощение с чем-то другим. Поэтому нам важно рассмотреть, чем прощение не является.
Людям часто кажется, что простить - это признать, что человек не виноват, или причиненный им вред незначителен, не стоило и огорчаться, в общем, мелочь, не стоящая внимания. Иногда мы действительно дуемся на нестоящие мелочи, но в этом случае нам не нужно прощать, нам нужно просто перестать маяться дурью.
Прощение предполагает, что против нас действительно согрешили, с нами действительно обошлись несправедливо, нам действительно причинили боль, и мы вовсе не обязаны это отрицать.
Иногда людям кажется, что прощение - это эмоциональная перемена. Мы больше не испытываем горечи и боли в отношении наших обидчиков. Тем, кто не может избавиться от этой боли, кажется, что они не простили - и тем самым удалили от себя Божие прощение. Но это не так - эмоциональная боль подобна физической, мы не можем просто перестать ее испытывать усилием воли. Нужно время, чтобы рана зажила.
Иногда людям кажется, что прощение - это капитуляция перед злом. Это ни в коем случае не так - прощение есть акт противостояния злу, оно не пассивно, а активно и действенно.
Что же означает прощение? Безусловный отказ от попыток личной мести. Большинству из нас не приходится прощать убийц - гораздо чаще нам приходится прощать собственных домашних, грубых начальников, нерадивых подчиненных, раздражительного старика в метро, неаккуратных водителей, неприятных соседей.
Прощение означает, что мы противостоим агрессии, которая пронизывает наше общество, желанию “поставить на место” тех, кто как-то задел наше драгоценное Чувство собственной важности (ЧСВ).
Прощение означает, что в любой конфликтной ситуации мы забываем о своем ЧСВ, а помним о том, что мы здесь - посланники от имени Христова, и ищем исполнить Его, а не нашу волю. Это не пассивная, не устраняющаяся, а в высшей степени активная линия поведения.