анонсы вопрос-ответ
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
православный публицист Сергей Худиев
Иисус проповедовал любовь к Богу и ближнему, а не догматы. Почему же современное христианство так догматично?

Читая одну из сетевых дискуссий, еще раз столкнулся с противопоставлением "догматов" и "следования Христу". Часто люди затрудняются определить, что такое «догматы»; но с самим словом ассоциируется какая-то жесткость, замшелость, что-то, противное «жизни духа». Для начала определим, что такое догмат. Догмат – это принятое Церковью вероисповедное определение, обязательное для всех ее членов. Например, Халкидонский Догмат говорит о том, что Иисус Христос – одновременно совершенный Бог и совершенный человек. Все члены Церкви разделяют это убеждение, и если Вы с ним не согласны, ни Православные, ни Католики, ни традиционные Протестанты не признают Вас за своего единоверца.

Это часто и вызывает недоумение у людей нецерковных – разве человек не может следовать за Христом просто признавая его учителем, наставником в том, как следует себя вести, примером? Почему вера во Христа объявляется невозможной вне четких – и даже жестких – вероучительных рамок? Догматы ничего не говорят ни уму, ни сердцу нецерковного человека, и ему кажется почти грехом такая упорная приверженность этим непонятным формулировкам. Разве любовь – это не самое важное? Почему же Вы не признаете своими тех, кто разделяет этих ваших установлений?

Проблема тут в том, что значение догматов открывается при реальных попытках следовать за Христом. Пока я разговариваю о "следовании Христу", как о вещи красивой, возвышенной и абсолютно теоретической, вопросы "кем именно я должен Его считать" "как именно я должен чтить Его Отца", "что Он от меня хочет" остаются совершенно теоретическими, и ответ на них не нужен, как не нужна карта тому, кто не собирается отправляться в путь.
Если Вы собираетесь идти, обливаться потом под тяжестью рюкзака, терпеть сбитые в кровь ноги, жару, холод, комаров - для Вас очень важна карта. Если вы хотите дойти в определенное место, для Вас важно знать правильный путь.
Карта, правильный путь, четкие ориентиры не интересны Вам только в том случае, если Вы просто не собираетесь никуда идти.

Если Вы решитесь "следовать за Христом" у Вас неизбежно возникнут вполне догматические вопросы. Например, могу ли молиться Ему? Он покойный учитель или я могу взывать к Нему как к живому Спасителю? Вопрос о молитве тут же поднимает вопрос о том кто такой Иисус Христос и как Он соотносится с Богом.

Правда ли, что Он умер за меня? Важно знать, опять же, кто Он - проповедник, пострадавший за свои убеждения, или Спаситель, умерший за грешников, и, в частности, за меня лично; знает ли Он меня, ищет ли спасти именно меня? Да и подлинно ли Он умер - реальна ли Его человеческая природа, человеческое страдание и человеческая смерть? Некоторые считают, что нет.

Верно ли Евангелисты передают Его слова - Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее(Матф.16:18)? Относится ли ко мне Его повеление о Евхаристии - сие творите в Мое воспоминание. (Лук.22:19)?

Все эти - и другие догматические вопросы неизбежно возникнут при первой же попытке действительно последовать за Христом.

Любая реальная попытка выступить в поход приведет к тому, что Вы выберете какую-то одну карту. Все карты одинаково хороши только до тех пор, пока Вы сидите дома; для того, чтобы идти нужна одна – и при этом истинная карта.

>> задать вопрос



Почему молитва к Богу, святым и т.д. всегда носит односторонний характер? Почему это монолог, а не диалог, как при любом нормальном общении?

Согласуется ли Библия с наукой?

Чем отличается Eвангелие Льва Толстого от обычного?

Почему Бог позволяет совершаться убийствам и всем прочим зверствам? Почему не останавливает руку злодеев? Понятно, что у них свободная воля, но почему из-за этого должны страдать другие?

При чтении Ветхого Завета обращаешь внимание, что Бог часто напрямую обращался к людям, причем не только к праведникам и пророкам, но и к вполне обычным людям. Почему в наше время Бог перестал говорить с человеком напрямую?

Константин: Почему в притче о блудном сыне плоды рожкового дерева упомянуты как низкосортная пища, если они хотя и недороги, но очень вкусны и полезны?

Как люди, ожидающие Второго Пришествия, поймут, что явившийся Мессия - это истинный Иисус, а не лжепророк, не самозванец, не актёр, не психически больной и т.п.?

Для чего Бог скрыл от нас духовную реальность в этой земной жизни? Понятно, что мы должны верить в Него, но ведь многим святым уже в этой жизни Бог открывал мир духов. Почему же для подавляющего большинства людей этот мир закрыт?

Может ли исповедь заменить прием у психолога?

Почему христианство 16 веков не могло победить нищету, рабство и другие извечные проблемы человечества, о которых само постоянно говорит?
  следующие 10 >>