В эти дни в городе Турин на севере Италии завершилось паломничество к наиболее почитаемой реликвии христианского мира — Туринской Плащанице. Это примерно четырехметровое полотно, на котором можно различить бледное изображение человеческого тела, отпечатавшееся с двух сторон.
Со средних веков Плащаница почиталась как то самое полотно, в которое, по свидетельству Евангелия, было завернуто тело Спасителя при погребении. В 1898 году, фотограф Секондо Пиа сделал снимки реликвии, и на негативе увидел поразительно ясное изображение человеческого лица.
С тех пор не утихают споры о подлинности Плащаницы. Скептики указывают на то, что первоначально сама Католическая Церковь отнеслась к Плащанице довольно сдержанно — сохранилось письмо Епископа д`Арси, в котором он объявляет Плащаницу подделкой. Сейчас Ватикан воздерживается от официальных заявлений касательно подлинности Плащаницы, хотя недавно Папа Римский Бенедикт XVI высказался о ней в выражениях, подразумевающих ее подлинность. Он назвал ее "иконой, написанной кровью... погребальной пеленой, в которую было завернуто тело Распятого в полном соответствии с тем, что Евангелия говорят о смерти Иисуса".
Один из основных аргументов скептиков — данные радиоуглеродного анализа, проведенного в 1988 году. Тогда исследователи пришли к выводу, что Плащаница относится к 1260 — 1390 годам, что примерно совпадает с началом ее почитания в Западной Европе.
Однако эти данные были недавно поставлены под вопрос группой исследователей из Лос-Аламосской национальной лаборатории, которые в выпущенном ими пресс-релизе утверждают, что материалы, взятые для анализа, принадлежали не к самой Плащанице, а к более поздним заплаткам.
Скептики также, несмотря на ряд попыток, не смогли представить убедительной версии того, каким образом предполагаемые средневековые фальсификаторы могли бы создать изображение на Плащанице. Более того, ряд особенностей изображения резко расходится с традиционной средневековой иконографией - например, все средневековые художники изображают Распятого с гвоздями, пробившими ладони, а у человека на Плащанице пробиты запястья, что соответствует реальной римской практике.
Исторические упоминания о почитании Плащаницы в Константинополе (откуда она, вероятно, была вывезена крестоносцами во время разграбления города в 1204 году) также указывают на то, что Плащаница существовала ранее, чем указывает анализ 1988 года.
Плащаница так и остается тайной — и, возможно, таков замысел Бога, которые не принуждает нас к вере, хотя и дает свидетельства, помогающие людям обрести ее. Однако наша вера основана, прежде всего, на свидетельстве апостолов, запечатленном в Новом Завете. Плащаница же может обратить нас к свидетельству Писания, но не заменить его.
Среди скептиков, отрицающих подлинность Плащаницы, были (и есть) христиане, сохраняющие веру в то, что Христос воистину воскрес из мертвых. Поэтому, как христиане, мы свободны принимать ту или иную версию относительно Плащаницы, хотя свидетельства в пользу ее подлинности выглядят ошеломляющими.