анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
И пораженье от победы...

Игорь Попов, Москва

Искусство призвано ставить сложные и важные вопросы
Искусство призвано ставить сложные и важные вопросы
Эту часть цитаты знаменитого стихотворения Пастернака мне захотелось поставить не в эпиграф, а в название не потому, что захотелось примазаться к давно ушедшему гению, а потому, что именно эти слова у меня ассоциируются с темой, которая меня очень давно волнует. А тема эта очень важна лично для меня, как для человека верующего и волею Божьей человека творческого.

Недавно я посмотрел интервью британской рок-звезды Боно (лидера легендарной рок-группы «U2»), которое он дал пастору Биллу Хайбелсу. Там он сказал следующее: «Я всегда любил находиться в середине противоречий. Качество – вот, что определяет великое искусство. Это то, что отсутствует в большинстве. Возьмите, например, христианское искусство. Здесь нет напряжения. В христианстве есть великолепная традиция поклонения и музыкального поклонения, которое вызывает благоговение в христианских церквях. Но если говорить о музыке, выражающей личные переживания человека, его попытки постичь истину, то мы не часто видим, как это исходит из христианства».

Боно затронул очень серьезную для меня тему. Культура и церковная культура. Тема очень важная и о ней можно говорить бесконечно. Безусловно, сегодня очень много возможностей развития личности во всех направлениях. В том числе, и в рамках культуры. Культура же не является показателем духовности. Скорее, это сфера проявления ментальности, прошу прощения за сложность термина. Культура или бескультурье как лакмусовая бумажка показывает то, что специфично для общества в целом и для определенной его части.

Я не претендую на абсолютно объективное восприятие и полное раскрытие этой темы в небольшой статье. Скорее это повод для размышлений. Один из признаков великого произведения искусства – это самобытность и уникальность. То, что отличает именно его и то, что отражает тенденцию, которая касается многих. То есть через призму индивидуального восприятия мы можем увидеть картину, открывающую новую грань какой-то проблемы, если это упрощать.

Я очень редко вижу в христианском искусстве честность. Понимаю, что звучит это жестко и вызывающе, но я давно размышляю над этим. Это не касается проповеди и церковного служения. Здесь, как раз, для меня все в порядке. А вот с искусством туговато. Оно либо напоминает пропаганду и, поэтому, искусственно и плоско, либо приводит к самолюбованию и эйфории и это тоже, в свою очередь, не очень интересно.

У гениального шведского режиссера Ингмара Баргмана есть фильм, который в русском прокате известен под названием «Причастие», в оригинале название звучит как «Зимний свет» (Winter Light). В этом фильме говорится о пасторе церкви, который после смерти жены проходит через кризис веры. Фильм очень многослойный и честный. Предельно честный до мурашек и слез. Быть может, я отдельно еще напишу об этом фильме. Я задумался, почему среди христианского искусства (Бергмана очень сложно причислить к представителям христианского искусства) отсутствуют произведения, которые также честно анализируют подобные проблемы.

Мы останавливаемся на пропаганде? Но это же неэффективно и еще больше может оттолкнуть человека от Церкви. Проповедь Христа привлекала людей именно тем, что она была честна и отвечала, подчеркну - честно отвечала, на основные кардинальные вопросы жизни. В жизни верующего нет проблем и кризисов? Извините, но не поверю. Но мы склонны, скорее, приукрашивать действительность, чем анализировать ее и говорить откровенно о существующих проблемах. Поэтому мы обращаемся к творчеству Тарковского, Бергмана, потому что они выразили так ярко духовную пустоту современного человека и его отчаянные поиски ответов на свои самые главные вопросы.

Мне кажется, нам очень важно именно сейчас набраться мужества и в рамках культуры и тех ценностей, которые составляют основу нашей внутренней жизни, честно ответить на самые актуальные и важные вопросы жизни. И ответ должен быть искренним, продиктованным внутренним убеждением найти выход из тех конфликтов, с которыми мы сталкивается. Это наш диалог друг с другом. И он очень важен, потому что диалог подразумевает желание услышать другого. Услышать, а не заткнуть ему рот своим «авторитетным» мнением. Надеюсь, у нас получится!
О «психологических» объяснениях веры в Бога

Люди равны, а религии нет

Два подхода к религии

Ключи от рая

Галилей, Докинз и происхождение разума

Неизбежность соблазнов

«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

О невозможности потерять веру

Самая непопулярная заповедь

Материализм и вера без доказательств

О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Вознесение Господне

Важнее всего мира

От идолов к Богу живому

У нас есть, кому повиноваться

Мы куплены

Христианская догматика и Нагорная проповедь

Конец света – ужас или надежда?

К Богу живому от идолов

Не в наших руках
  Следующие 20 >>