анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Узкий путь христианского экуменизма

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Встреча в лютеранской церкви Пресвятой Троицы в Варшаве в 2006 году (фото Ратцингер-Информ)
Встреча в лютеранской церкви Пресвятой Троицы в Варшаве в 2006 году (фото Ратцингер-Информ)
В каждой деноминации есть люди, по-разному относящиеся к христианскому экуменическому движению. В нашей стране очень много тех, кто воспринимает христиан из других деноминаций, как, если уж не врагов или «волков в овечьих шкурах, то, по меньшей мере, как людей, которые лишь дискредитируют понятие Церковь и христианство.

Мы, россияне, вообще, как мне кажется, склонны к слишком радиальному отношению к инакомыслящим – будь то люди с иными политическими предпочтениями или те, чьей вкус, скажем, на кино или музыку не совпадает с нашим. Если от наших политических предпочтений зависит то, за кого мы отдадим свой голос на очередных выборах, от музыкальных – какой диск или какую радиостанцию включим, то сфера религии куда более чувствительная. Для по-настоящему верующего человека из любой деноминации эта сфера, так или иначе, оказывает влияние на все стороны его жизни. Поэтому и общение с теми, кто понимает иначе то, что жизненно важно для нас – тема болезненная.

Отношение к христианскому экуменизму усложняет и то, что часто под этим понимается не диалог с другими христианами и попытка лучше узнать друг друга, а некая угроза создания одной общей деноминации, которая должна поглотить все существующие христианские церкви. Эта угроза является надуманной и серьёзно такой проект сегодня никто не рассматривает. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что самые ярые противники экуменизма легко превращаются в его сторонников, если речь идёт о ликвидации всех деноминаций и слияния всех в одну, если эта одна – та, к которой они себя причисляют. Иными словами, мы все, конечно, за диалог при одном условии – если он будет монологом, а другая сторона возьмёт на себя роль благодарного слушателя и ученика.

Вместо того, чтобы строить нормальные отношения, мы начинаем доводить идею до абсурда, спрашивая – почему бы тогда не начать сотрудничать сразу с сатанистами, наладить совместное служение с гей-активистами и так далее? А таким способом (доведения до абсурда) можно «заболтать» абсолютно всё, что угодно и именно так зачастую и происходит.

Едва услышав словосочетание экуменическое христианское общение, многие ярые его противники тут же рисуют у себя в воображении ужасную картину Вавилонского смешения всего и вся, где их будут заставлять делать какие-то совершенно неприемлемые для них вещи.

При этом восприятие чужой точки зрения во многом основывается на предрассудках, штампах и ярлыках. Кроме того, как водится, мы всегда с большим удовольствием сравниваем лучшее, что смогли найти у себя, с худшим, что обнаружили у другого.

В истории церкви любого исповедания без труда можно найти не самые светлые периоды. Да и в том, что мы видим сегодня друг у друга можно легко найти то, с чем мы категорически не согласны, против чего мы боремся и в чём мы, на наш взгляд, преуспели по отношению к другим деноминациям. Впрочем, это касается не только взаимоотношению церквей, но и вообще свойственно людям – мы гораздо легче видим негативные вещи, если это касается других, а вот для того, чтобы увидеть в человеке что-то доброе и светлое, как правило, надо приложить куда больше усилий.

Как надоевшие друг другу родственники, которые вынуждены периодически, встречаться на каких-то семейных торжествах, улыбаться друг другу, говорить комплименты, христиане разных исповеданий также время от времени собираются вместе, чтобы соблюсти приличия. Раз в год произносятся речи о необходимости сотрудничества друг с другом в разных направлениях. Встречи, как правило, освещаются не очень подробно, чтобы не раздражать ту немалую часть прихожан каждой церкви, которая явно не оценит экуменических диалогов в верхах.

Наибольшую непримиримость к сотрудничеству с христианами других исповеданий, как правило, показывают неофиты и это справедливо для любой деноминации. На многочисленных религиозных интернет форумах именно неофиты наиболее непримиримы и полны решимости «броситься в бой» за свою веру против «еретиков». Делая первые шаги в вере мы почему-то более настроены ни на слушание и учёбу, а на обучение других.

Надо признать, что сегодня христиан, способных слушать и пытаться понять верующих из других церквей – не так уж много. К сожалению, в нашем обществе, где уровень нетерпимости к инакомыслию (в том числе религиозному) и без того крайне высок в последние годы он заметно растёт. Верующие, говорящие о необходимости активного диалога с другими церквями находятся в крайне сложном положении, попадая под перекрёстный огонь. Их критикуют со всех сторон: «чужие» – за то, что они не «свои», а «свои» – за то, что они слишком лояльны к «чужим».

Необходимо отметить, что толерантно относиться к иной точке зрения можно в двух случаях. И один из них - когда у человека вообще нет собственных твёрдых убеждений и он одинаково далёк и от своей церкви, и от любой другой и, соответственно, какие-либо различия во мнениях ему не представляются такими уж важными. Но есть и иная основа - когда христианин наоборот укоренён в своей вере и видит в другом не потенциальную угрозу, а брата, пусть и не похожего на него. Такой верующий осознаёт, что общение с другим христианином может обогатить чем-то не только другого, но и его самого. Он не только старается научить чему-то собеседника, но и сам готов учиться.

Картина это выглядит в наших условиях уж слишком утопичной, на фоне непримиримости и нетерпимости, которая широко распространена в нашем обществе, но пусть это будет хотя бы мечтой, к которой надо делать маленькие шаги по узкому и критикуемому со всех сторон пути.
 
Макс2.2.2011
Автор прав. В церквях путают экуменизм с движением за объединение всех религий. Отсюда все страшилки и страхи
бунгур- схимнику8.3.2010
О разжигании розни между христианами лучше всего знают католики, которые с давних времён именуют православных "язычниками", огнём и мечом несут в Россию латинскую веру.
Историю изучали в детстве? Не ужели не слышали о захватах католиками православных храмов в Западной Украине?!
"В главном единство..." - а главное у нас вера православная, не искажённая ересями католиков!
Августин призывал к единению с еретиками?! Ну, и где это написано????
По рассуждать на общие темы, о всеобщей любви или вырывать цитаты из контекста - удел демагогов.
Схимник (провинция)4.3.2010
Бунгур, ваши рассуждения здесь практически заступают черту разжигания межрелигиозной розни. Порассуждайте на досуге хотя бы над следующими текстами Св. Писания: Ефесянам 4:1-15 и Иоанна 17:20-23. Кроме того, над крылатой мудростью Августина Блаженного: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь". Внимательное изучение Библии и истории христианства обычно помогает избавиться от сектантского мышления и попыток закрыть Дух Божий в рамках своей конфессии, т.к. Он дышит где хочет.
А сейчас не стоит изрыгать очередную порцию ксенофобии и невежества, займитесь лучше созерцанием.
бунгур2.3.2010
"...Это они устами митрополита Кирилла Гундяева провозглашают: “мы хотим видеть во Всемирном Совете Церквей зародыш единой Церкви”. /Выступление митрополита Кирилла (Гундяева) на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре. 1991 год./ “Сотрудничество Церкви с иудейскими организациями приносит обоюдную пользу. Церковь имеет с ними конструктивные и добрые отношения”. /Заявление Интерфаксу, 2005 год./

Примерам таковым ныне – увы! – несть числа.

Будем ли мы и дальше терпеть это поругание святых канонов и глумление над нашей Церковью и верой? Может, стоит вспомнить слова Псалмопевца: “Ревность по доме Твоем снедает меня, и поношения поносящих Тебя падают на меня” (Пс 68, 9-11)? Может, это тот самый случай, о котором сказал Господь: “продай одежду, и купи меч” (Лк. 22,36)?..."
М.В. Назаров

Вы,хотите обниматься с христопродавцами? Зачем???
бунгур2.3.2010
И я могу ошибиться, но у меня есть ориентир - мудрые святые отцы прошлого.
Оптинские старцы называли католиков латинянами, папистами и запрещали даже рядом стоять с еретиками!
Амвросий Оптинский или Серафим Саровский для вас не авторитет?
Михаил (Санкт-Петербург)2.3.2010
По определению как раз все люди грешны и вполне могут ошибаться. Другой вопрос, что многие так уверены в собсвенных суждениях и толкованиях, что даже не допускают мысли, что, возможно, они не правы. Бунгур, вы допускаете мысль, что можете ошибаться, например, по вопросу отношения к Патриарху, к инославным и т.д.?
бунгур (Сибирь)2.3.2010
Если вы,признаёте догматы Православия, объясните почему католики отсекли себя от Апостольской церкви???
Зачем вам, объединяться с иудеями и магометянами? Из чувства толерантности?
А Патриарх не может ошибаться, присутствуя на католической мессе или обнимаясь с еретиками?
Он непогрешим по определению? :))))
экуменист (мир Божий)28.2.2010
бунгур, конечно, приятно записать себя в один ряд с людьми известными, но разве тут говорится, что надо не признавать Троицу, Спасителя и т.д.? Безусловно, вера долна быть одна, но вот точки зрения могут быть очень даже различные по целому ряду вопросов. Надеюсь, что вы хоть не записываете многих православных иерархов, святых, а то и Патриарха в "еретики-экуменисты".
бунгур27.2.2010
Запишите и меня в противники экуменизма!
Я хочу быть (хотя и недостоин по грехам) в рядах Святых отцов 7 Вселенских Соборов, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Златоустого и ВСЕХ Святых Божьих человеков исповедавших ОДНУ веру, Святую Троицу и Спасителя.
А вы, уважаемый автор?
 
О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий

Смерть Джокера

Лучше без заигрываний

Стоит ли искать чудес?

Реинкарнация чего?
  следующие 20 >>