анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О душепопечении в российских евангельских церквях

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

В постсоветский период динамика развития евангельских церквей России носила, прежде всего, экстенсивный характер, то есть росла более вширь, нежели вглубь. Открывались церкви, образовывались новые деноминации, Ассоциации, Союзы. Вследствие этого, пасторское служение было ориентировано более всего на проповедь и работу с новообращёнными, которые, естественно, хотели узнать побольше и о Библии, и об особенностях вероучения евангельской церкви.

Таким образом, как правило, на душепопечение (особенно с теми, кто уже имел хоть какой-то опыт христианской жизни) у пастора зачастую просто не оставалось ни времени, ни сил. В результате именно эта сфера сейчас, возможно, является наиболее слабым звеном пасторского служения.

Осознав нужду в душепопечителях, многие церкви и деноминации попытались «экстренно» подготовить таких работников. Для этой цели проводились и проводятся семинары, различные краткосрочные курсы, издаётся довольно много специальной литературы. Эта работа позволила хоть как-то помочь восполнить отмеченный пробел. В то же время, открылись и определённые сложности. О некоторых из них хотелось бы сказать особо.

Кадры решают всё?

В связи с резким ростом количества церквей за последние полтора десятка лет обозначилась явная нехватка подготовленных служителей. В ряде случаев на пасторское служение избирались (или назначались в зависимости от формы церковного управления) те, кто просто менее активно, чем другие отказывался взять на себя это бремя. При таком дефиците служителей качества и способности кандидата (в том числе к душепопечительской работе) уходили на второй или даже третий план.

Служитель, осознавая то, что не имеет ни достаточных способностей, ни достаточных знаний для индивидуальной работы с прихожанами, сосредотачивался более на организационно-административной части служения. На индивидуальные встречи, беседы, консультации с людьми при этом уже не оставалось времени. Стали очень активно развиваться другие формы церковного служения, которые могли как-то компенсировать этот дефицит. Множились так называемые «малые группы», где верующие собирались не только для совместного изучения Библии и молитвы, но и для взаимной поддержки друг друга, взаимных консультаций в сложных житейских вопросах.

Подобное, несомненно, можно только приветствовать, но всё-таки такая форма душепопечительской работы в церкви должна быть в дополнение к пасторскому душепопечению, а не вместо него.

Душепопечение-лайт

Очевидный недостаток опытных душепопечителей ставил перед евангельскими церквями задачу, которую необходимо было решать. И решать по возможности быстро. Как нельзя лучше эту проблему в определённой мере помогали преодолеть различные краткосрочные курсы по душепопечительству и книги по соответствующей тематике.

В связи с тем, что времени на серьёзное изучение вопросов, связанных с душепопечением не было, предпочтение отдавалось книгам и курсам, где предлагался максимально упрощённый и стандартизированный подход к решению проблем личности.

Книги давали практические общие рекомендации, как и что следует советовать человеку, попавшему в ту или иную сложную ситуацию. Проводились и различные семинары по душепопечению, где в несколько занятий надо было вместить так много, что всё, как правило, заканчивалось общими стандартными советами.

Такой алгоритмизированный подход к решению сложных вопросов в какой-то мере позволял хоть как-то восполнить нехватку душепопечителей в церквях. Однако это часто приводило к тому, что душепопечитель или консультант не столько пытался лучше понять человека, обратившегося к нему, увидеть его индивидуальность, сколько определить, образно говоря, в какую из пяти групп, о которых он прочитал в книге «клиента» следует отнести и какую из трёх форм беседы, предложенных на семинаре, следует избрать.

Культурные различия

Другой оборотной стороной некоторых курсов и книг стало то, что многие (если не все из них) были переводные. Тут дело, впрочем, не столько в языке, сколько в иной культурной среде. Не всегда предлагаемые в книгах примеры или, скажем, способы решения конфликтов, которые были совершенно органичными для одной страны, могли быть адекватно восприняты в иной культурной среде. Причём это касалось и базовых принципов душепопечительской работы.

«Кальковый» подход в подобных вопросах всегда ощущается. Думаю, что многие не согласятся с тем, что я сейчас скажу, но, тем не менее, приведу один пример. Отношение к вопросам, связанных с полом, в разных культурах разное. Так в североамериканской культуре традиционно настороженно относятся ко всему, что так или иначе может связываться с отношениями между полами. То, что совершенно спокойно воспринимается где-нибудь в Германии или Финляндии выглядит неуместным для американской культуры (например, семейное посещение сауны).

Непременные стеклянные двери кабинетов при встречах мужчины и женщины, отказ мужчины пастора побеседовать наедине с женщиной, пришедшей к нему за консультацией, - вполне понятны в американской культурной среде, причём, не только в христианской. Конечно, при желании можно легко найти какие-нибудь обоснования подобной практики. Тем не менее, такой подход выглядит не очень органичным в рамках российских (и не только) культурных традиций.

В результате сегодня многие служители, из числа тех, кто азы душепопечения изучал на подобных семинарах, когда к ним за советом обращается, например, женщина или семейная пара, настаивают, что не могут беседовать наедине, подразумевая, что непременно должна присутствовать ещё и супруга служителя. По понятным причинам подобная практика многим прихожанкам и семейным парам не кажется приемлемой и перспектива того, что наболевшие вопросы надо будет обсуждать не только с пастором, но и с его женой, отпугивают их.

В заключение замечу, что, на мой взгляд, наивно полагать, что душепопечителем может стать каждый, прослушав краткий курс по консультированию или прочитав несколько пусть и очень хороших книжек по популярной психологии, написанной христианами. Душепопечение это дар, который даётся не каждому. С другой стороны, как любой другой дар, он нуждается в развитии. Для этого необходимо изучать и психологию, и богословие, и педагогику, и культурологию и, конечно, опыт, наработанный годами в этой сфере. Причём опыт не только протестантский.
 
Андрей (Подольск)9.6.2011
Слава Господу! Проголосуйте, пожалуйста, за наших христиан: Hristo Kirilov и Викторию Белову , которые участвуют в мирском фестивале «КРОК-РОК» на радио «Серебряный дождь». SMS на №7517 и текст: za209 и по интернету http :// www.crok-rock.ru/participants/?band=Hristo+Ki. Стоимость sms – 4руб. Передайте другим на домашке и в церкви. Они сейчас занимают 3-е место по количеству голосов. Христианский центр «Восстановление». Спасибо
Ольга (Николаевск-на-Амуре)9.9.2009
Я считаю, что душепопечение - это дар божий однозначно, но и со стороны человека он потребует жертвы. Нужно будет пойти не одно поприще, а много, любить других больше чем себя, жертвовать своим временем, силами и многим другим. К сожалению, даже не все пастора способны на это. Я служу в церкви где долгое время не было никакого душепопечения. В результате церковь в плачевном состоянии, и мы, молясь, просим у Господа прощения за тех, которые ушли в вечность, но не к Господу, потому что не было пастыря, который заботился о церкви. Молитесь за нас, чтобы Господь возродил и поднял нашу церковь!
Сергей-Генадию5.8.2009
Соболезную! Бывал я в Мариуполе - основная задача старшего пастора - включать и выключать свет в зале, да проверить по какой Библии проповедует бпрат.
Геннадий (Черкассы)5.8.2009
Сергей я с вами согласен. У нас на Украине в основном то же самое.
Сергей (Пермь)4.8.2009
Одна из сторон данной проблемы, на мой взгляд, касается потерей "пасторами" смысла своего служения определённого Писанием. Они забыли, что они пастухи, а не руководители... Конечно,быть руководителем проще, не надо любить людей, проникаться их нуждами, не надо заботиться о них, как заповедал Христос Петру, а с ним и всем служителям. Они забли, что в первых общинах не было ПАСТОРОВ, а были пресвитеры-старейшины. Взаимоотношения в апостольской церкви были совершенно другими. Сегодня большинство евангельских церквей в России слизаны по американскому образцу, но с русским пониманием. Пастор - Босс. И этим всё сказано. Где вы видели, что бы директор завода проводил задушевную беседу со своим подчинённым?... Вот и церкви не видите. Необходимо вернуться к библейским принципам взаимоотношений в церкви и тогда дар душепопечения будет востребован, и не только пастором( который сегодня просто боится одарённых душепопечителей,т.к. их успех - потеря его власти), но и людьми, которых Бог благословил этим даром служения другим. Никакие книги и семинары, какими бы они замечательными они не были не сделают из человека душепопечителя! Книги не сделают человека одарённым, они только могут помочь ему применять свой дар. К сожалению, сегодня мирские принципы взаимоотношений в группе людей всё дольше и больше порабощают Церковь. И пока Церковь не осознает всю опасность такого поворота дел Христианство будет всё более и более ослабевать и выхолащиваться ! А души будут всё больше и больше болеть и умирать без утешения, наставления, попечения о них!
Eva31.7.2009
Est ochen horoshii perevodnye kursy. Ne v nih delo
Макс31.7.2009
Сейчас в церквях стало меньше любви. В этом причина.
Matigor (Питео)30.7.2009
Душепопечение было и есть ключевой критерий при выборе церкви. Убежден, что именно личности формируют церковную общину, а не наоборот. На своем христианском пути в переломные моменты жизни Бог посылал мне двух людей, которые примером личной веры, в индивидуальных беседах, неформально - на встречах в малых группах, а затем и формально - в церкви определили мой евангельский выбор. Один в Гамбурге, другой в Питере.
Трудно было просто придя в церковь преодолеть барьер недоверия к массовым организациям – настороженность с комсомольских времен ходить в коммунистическое будущее строем.
Именно душепопечение сняло настороженное отношение к организационно-административным мероприятиям в церкви и привело к христианскому общению, к вере.
Но душепопечение это дар, который дан далеко не каждому хорошему организатору или подкованному теологу. В те же советские и перестроечные времена именно дистанция между церковью и людьми с улицы, преобладание формализованного обрядового служения в большинстве православных и отчасти католических церквях определили мои поиски выбором баптисткой евангельской церкви.

О культурных различиях.
Прожил долгое время в Германии, уверовал там, со временем достаточно успешно адаптировался в экономической, культурной и христианской среде.
Могу сказать, что от одной баптисткой церкви к другой уровень душепопечения сильно отличался. В благополучной стране, с развитой иерархичностью и планирование любых личных отношений доходит до абсурда - просто так не получилось прийти в гости к коллеге по иссл.работе в университете, который без намека на самоиронию, открыв ежедневник, сказал, что завтра встретиться не может - с женой запланировано исполнение супружеского долга:)
Дистанция чувствовалась и в душепопечении и это подтверждали мои приятели – немцы.
Поразил уровень коммерциализованной иерархичности душепопечения в Германии. Когда у меня возникла необходимость душепопечительной беседы для получения совета как поступить с надвигающимся разводом знакомые немцы христиане – по блату привезли в «элитный» христианский консультационный центр – где они как постоянные члены заплатили 120 евро (с 50% скидкой) за душепопечительную консультацию с одним из евангельских гуру Германии. И это в рамках классической евангельской церкви! Консультация мне кстати почти не помогла. А неформальное личное христианское общение, душепопечение нашел тогда в начале в баптисткой церкви при гамбургском университете – немец стал моим лучшим другом уже более 15 лет, а затем в России, в малой группе при Спб Христианском университете – скромным учащимся на пастора парнем из Якутска.
Спасибо Михаилу за возможность высказаться по "наболевшей" теме)