анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Земля и люди

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

«Господня – земля и что наполняет её» (Пс. 23:1)
«Господня – земля и что наполняет её» (Пс. 23:1)
Библия начинается с повествования о сотворении мира во всей полноте. Бог создал леса и реки, поля и горы, моря и пустыни, населил их различными существами. После этого, Он дал высокую оценку сотворённому миру.

Сразу же после сотворения человека мы читаем про повеление данное ему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26).

Читая первые страницы Библии, трудно не заметить человекоцентричный характер сотворённого мира. В конце первой главы книги Бытие Бог впервые обращается к человеку и говорит о том, что всё приготовлено для него. На земле есть достаточно пищи и человеку следует управлять ресурсами, сотворёнными для его блага.

После грехопадения и потопа Бог вновь благословляет своё творение и заключает завет со всякой живою душой, который иногда называют «заветом радуги» (Быт. 9).

Планета и все существа её населяющие, созданы для человека. Такой прекрасный, многообразный и восхитительный мир отдан нам в управление, оставаясь Божьим - «Господня – земля и что наполняет её» (Пс. 23:1).

Доверительное управление

Возможно, некоторых пугает слово «владычество», которое часто упоминается в первых главах Библии. Это слово слишком дискредитировано и нам на память сразу же приходят всякие сомнительные проекты по повороту рек и тому подобное. На самом деле здесь имеется в виду совершенно другое. Вот как Корнелий Плантинга-младший поясняет это:

«В Царстве Божьем, о котором возвещал Иисус, владычество никогда не означает «управлять сверху»; скорее речь идёт о том, чтобы «управлять снизу», путём заботы и поддержки. В Царстве Божьем владычествовать означает заботится о благополучии других. Владычествовать означает действовать как посредник творения. Это значит, что человек, являющийся управителем Божьего творения, никогда не станет мародёрствовать; наоборот, он предоставит творению возможность быть самим собой. Он будет уважать творение, заботится о нём, угождать ему. Его цель – жить в естественной взаимосвязи с творением. Человек, добросовестно занимающийся животноводством, лесным хозяйством и охраной водных ресурсов, проявляет уважение к Богу, уважая то, что Бог сотворил».

В древности люди отлично понимали свою зависимость от многих внешних факторов. Так благополучие, а то и жизнь, напрямую были связаны от количества выпадающих осадков. Засушливые годы создавали не просто дискомфорт, а фактически ставили под угрозу и саму жизнь. Современный житель мегаполиса иногда ощущает себя абсолютно изолированным от природы. Температуру в доме можно отрегулировать по своему вкусу, пресная вода всегда к нашим услугам. Как влияет климат, погода или чистота окружающей среды на наличие или отсутствие фруктов, овощей, мяса и рыбы в ближайшем супермаркете – тоже не всегда понятно.

В мире

Обратная зависимость, то есть влияние человека на окружающую среду, наоборот, вырисовывается с каждым годом всё более очевидно. Мир, если можно так сказать, становится всё грязнее. Там где несколько десятков лет назад были хорошие рыбные озёра – рыба потихоньку стала исчезать. Познавая мир, осваивая его, мы с одной стороны всё больше понимаем уязвимость окружающей среды, а с другой – увеличиваем негативное воздействие на неё. Все экологические проблемы, которые мы имеем сегодня – есть результат нашего нерадивого управления.

Осознавая степень опасности, которую человечество может нанести природе, а в конечном счёте и себе, в 19 веке появляются различные «зелёные» движения. В 1892 году в Америке основано общество Sierra Club.

В 20 веке человечество научилось использовать ядерную энергию, что оказалось сопряжено с целым рядом новых потенциальных опасностей. В начале семидесятых годов в районе Аляски США готовились провести очередной испытательный ядерный взрыв. Канадские квакеры Джим Бойлен и Ирвинг Стоув, будучи в то время членами Sierra Club, приняли решение организовать морской поход к месту предполагаемого взрыва, чтобы привлечь к этим опасным испытаниям общественное мнение. Организация Sierra Club, будучи настроена менее радикально, отказалась поддержать эту акцию.
За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%. В течение последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение еще в 2 раза.
Тем не менее, это не остановило их, и они приняли решение организовать новую организацию - Гринпис.

Во второй половине 20-го века о загрязнении почвы, проблемах с пресной водой и озоновым слоем заговорили уже во всём мире. Конгрессы, симпозиумы, конференции, посвящённые охране окружающей среды и проблемам экологии, стали привлекать всё больше и больше внимания.

В России

О важности понимания ответственности человека за сохранение окружающей среды говорится и в Основах социальной концепции РПЦ, где отмечается, что в своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Документ подчёркивает целостный характер сотворённого Богом мира:

«Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианской точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он — священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу».

Тем не менее, надо признать, что в целом в нашем обществе внимания проблемам экологии уделяется явно недостаточно.
Многие россияне пока не готовы заниматься сортировкой своего мусора в разные контейнеры
Многие россияне пока не готовы заниматься сортировкой своего мусора в разные контейнеры
Часто разговоры о необходимости охраны окружающей среды вызывают лишь снисходительную усмешку. Те, кто постарше вспоминают добровольно-принудительные членские взносы в Общество охраны природы, которые практиковались ранее. Те, кто помоложе – просто считают, что это проблема только очень преуспевающих стран, а нам пока не до этого.

В отелях Европы и Северной Америки сегодня вы можете увидеть информацию о необходимости беречь природные ресурсы. Жители многих городов принимают активное участие в различных акциях по охране окружающей среды, отказываясь от пользования электричеством в определённые дни или пересаживаясь на велосипеды. В западно-европейских странах уже давно мусор принято сортировать, что существенно способствует улучшению экологической ситуации.

К сожалению, глядя на груды мусора на улицах наших городов, в окрестных лесах и парках, с трудом верится, что практика внимательного отношения в том числе и к собственному мусору, который надо отсортировывать в разные контейнеры, сможет у нас скоро прижиться.

В церкви также иногда можно встретить неоднозначное отношение к этому вопросу, так как некоторые верующие считают, что христианам не следует тратить силы и время на спасение погибающей природы. Кто-то и вовсе полагает, что подобные заботы только отвлекают и церковь, и верующих от того, чем действительно следует заниматься.

Любовь к Богу проявляется и в отношении к тому, что Он подарил нам. Любовь к людям (в том числе к тем, кто будет жить после нас) означает и то, сумеем ли мы подарить им радость общения с природой, услышать пение птиц в ближайшем лесу или насладится рыбалкой в речке, протекающей неподалёку.
 
 
Истина о нас

Отношение к другим деноминациям и непоследовательность

О подлинном величии научной картины мира

Что значит верить во Христа?

О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий
  следующие 20 >>