анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Вечное обретение себя

Игорь Попов, Главный редактор журнала "Христианское слово"

Фильм астралийского режиссера о взаимоотношениях коллектива и личности был удостоен многих высоких наград
Фильм астралийского режиссера о взаимоотношениях коллектива и личности был удостоен многих высоких наград
Фильмы как книги. Есть те, которые посмотрел один раз, и они пылятся много лет на полке, а есть фильмы, которые можно отличить по обложке – его часто достают и часто пересматривают. У каждого из нас есть любимые шедевры, много раз пересмотренные, но от этого не тускнеющие, как настоящее произведение искусства и ты всегда открываешь в этом произведении что-то новое, какой-то новый пласт чувств и идей. Для меня таким фильмом является «Общество мертвых поэтов» австралийского режиссера Питера Уира. Не смотря на свою известность за рубежом, думаю в России это кино малоизвестно, особенно молодому поколению.

И на самом деле «Общество мертвых поэтов» после выхода в мировой прокат в 1989 году получило рекордное количество самых различных премий. Судите сами: «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, Британская киноакадемия (BAFTA Awards) — лучший фильм, лучшая музыка (Морис Жар), César Awards — Сезар за лучший иностранный фильм, Международный кинофестиваль в Варшаве — лучший зарубежный фильм, David di Donatello Awards — лучший зарубежный фильм, приз за лучший фильм от Ассоциации артхаусных кинотеатров Германии, приз за лучший подбор актеров от Casting Society of America, приз от Общества политических фильмов Америки. И это далеко не полный список наград.

Ко всему можно прибавить, что именно эта картина завоевала зрительскую симпатию во многих странах мира, сделав имя режиссера Питера Уира знаменитым еще до раскрученного потом «Шоу Трумена».

Я посмотрел этот фильм 10 лет назад и с тех пор именно он является моим самым любимым кино, к которому я периодически возвращаюсь. Главные роли в нем исполнили уже зрелый Робин Уильямс и совсем еще молодые Роберт Шон Леонард и Итан Хоук. Именно игра этих трех актеров и позволила фильму подняться на ту вершину, которая до сих пор мало достижима для большинства современных образцов кинопроизводства.

Время действия фильма 1959 год. Престижный колледж готовит к поступлению в университет будущих юристов, медиков, экономистов. Все размеренно и правильно. Знамёна «Традиции. Честь. Дисцпилина.» - олицетворяют дух конформизма и консерватизма, царящий в этом заведении.

Главные герои даже не пытаются вырваться из цепких лап системы подавления и подчинения, как самого учреждения, так и диктата своих родителей. Тут показательны взаимоотношения двух главных героев и соучеников – Нила (Роберт Шон Леонард) и Тодда (Итан Хоук). Но в их спокойную и размерную жизнь врывается молодой прогрессивный преподаватель литературы Джон Киттинг (Робин Уильямс). Интересно, что к тому времени за Робином Уильямсом закрепился образ клоуна и лицедея, но именно Питер Уир разглядел в этом актере ту самую грусть и трагизм, которая позже проявляется во многих фильмах с участием Уильямса.

Джон Киттинг не просто учит литературе, он пытается научить ребят свободно мыслить. Его девиз «carpe diem» (лат. «лови мгновение») становится и девизом его учеников. У каждого из персонажей фильма своя история, свой характер и к каждому из них Джон Киттинг пытается найти подход, пытается помочь вырваться из оков условностей и научить свободно мыслить вопреки всему консервативному укладу и давлению, царящему вокруг.

Для своих учеников он становится мифическим Капитаном из стихотворения Уолта Уитмена. Именно так начинают называть его ученики. Вместо изучения «великолепного» эссе доктора Причарда о понимании поэзии, учитель приказывает вырвать его из хрестоматии и самим почувствовать вкус настоящей поэзии. Тут как нельзя кстати оказался комический талант Робина Уильямса, который показывал как могли бы сыграть Гамлета популярные актеры.

Для ребят Киттинг становится первым настоящим Учителем и Другом. И даже естественный подростковый бунт он пытается направить в мирное русло, помогая своим ученикам обрести настоящую внутреннюю свободу, всегда оказывая, как сейчас бы сказали, душепопечительскую помощь в самых трудных моментах.

«Общество мертвых поэтов», которое ребята, подражая все тому же учителю литературы, создают, убегая в небольшую пещеру, находящуюся рядом с территорией колледжа, становится их школой познания самих себя. На этом фоне очень показательны взаимоотношения Нила и Тодда. Казалось бы, двух антиподов. Яркий, харизматичный, артистичный Нил очень хочет играть в театре, против чего выступает его властный отец. Образ отца Нила в фильме очень символичен и как бы является символом деспотичности и властности, когда его сын не имеет своего мнения и должен воплощать те самые нереализованные мечты и возможности, которые не смог воплотить отец. Это, в конце концов, приводит к трагедии.

Тодд же, на первый взгляд, наоборот слишком замкнут и нелюдим. Но это лишь иллюзия. На самом деле Тодд такая же жертва деспотичности семьи, как и Нил. Его все время сравнивают со страшим братом, блестящим выпускником этого колледжа. А родители каждый год на день рождения присылают Тодду один и тот же письменный набор. Но именно от Тодда не отступается Киттинг. Он заставляет ученика выйти из себя на уроке и выплеснуть всю боль, всю свою нерастраченную творческую энергию, которая кипит внутри души мальчика, чем вызывает неподдельный восторг одноклассников.

Кульминацией фильма становится эпизод спектакля, в котором, вопреки запрету отца, принимает участие Нил. Спектакль становится настоящим триумфом и при этом его трагедией. Отец забирает Нила из колледжа, чтобы оградить от «тлетворного влияния» Джона Киттинга. Здесь очень показательна сцена ссоры отца и сына, когда последний пытается сказать отцу, что не хочет идти по пути, который тот выбрал для него. Но так и не решается.

Нил решается на страшный поступок. Когда родители засыпают, он последний раз надевает на себя венок, в котором первый раз в жизни чувствовал себя значимым и свободным на театральной сцене, открывает окно, вдыхая морозный запах свободного мира за пределами домашней тюрьмы и спускается вниз, чтобы достать пистолет отца и покончить собой. Самоубийство Нила обнажает тот нарыв, который зрел все это время. В трагедии, конечно же, обвиняют Джона Киттинга и с позором выгоняют его из школы. Показания против него выбивают из всех «мертвых поэтов» с помощью родителей.

И тут на первый план выходит Тодд, который острее всех переживает трагедию смрети Нила и обвиняет в ней не Киттинга, а отца. «Это отец! Это он убил его!» - кричит мальчик. Здесь нужно отметить великолепную операторскую работу. Под звуковой ряд Жара оператор нас погружает в почти медитативые кадры пейзажей, а бегущая и спотыкающаяся фигура Тодда на фоне заснеженной природы еще больше заставляет переживать драму, пришедшую в жизнь еще не готовых к таким переживаниям ребят.

Но Питер Уир не был бы собой, если бы не приготовил для зрителя финальную сцену, которыми всегда отличалась его режиссура. На место Киттинга приходит воплощение Системы, директор колледжа. Джон Киттинг приходит за своими вещами и направляется к двери, когда Тодд посреди урока вскакивает со своего места и кричит, что их заставили подписать показания.

Директор колледжа усаживает его на место. Но этим бунт Тодда не заканчивается. Он встает на парту и громко провозглашает: «О, Капитан мой, Капитан!» Тем самым провозглашая невиновность Киттинга и его победу над системой подавления личности. Его примеру следуют все самые «забитые» ученики класса. Тем самым Уир показывает, что, не смотря на кажущееся поражение, Джон Киттинг одерживает самую главную победу. Он научил своих учеников быть свободными, он научил не бояться своего выбора и отстаивать право на самореализацию.

«Общество мертвых поэтов» кино «многослойное». Каждый его просмотр открывает новый пласт и дает пищу для размышления. К нему хочется возвращаться и возвращаться и, что самое важное, такое кино не оставляет равнодушным. А значит, оно обладает всеми признаками настоящего произведения искусства, которое переживет своего создателя.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>