анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
РПЦ как участник общественной дискуссии

Константин Эггерт, Москва

Потасовки
Потасовки "диомидовцев" с участниками движения "Наши" омрачили архиерейский Собор в Москве
Русская православная церковь нечасто выносит свои внутренние конфликты на обозрение широкой публики. В этом смысле прошедший на минувшей неделе в Москве Архиерейский собор стал событием неординарным.

Решение об извержении из сана епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана), единогласно принятое собором, сопровождавшееся драками "диомидовцев" с участниками движения "Наши", вызвали к собору повышенное внимание светской прессы.

Например, события в Храме Христа Спасителя попали на первую полосу "Коммерсанта".

История с чукотским епископом, оказавшимся в роли главного внутрицерковного оппозиционера, во многом заслонила от внимания публики исключительно важные акты собора, которые делают Русскую православную церковь еще более заметным, хотя и не всеми понятым и принятым, участником общественной дискуссии в России.

Сближение с Римом

Собор, если посмотреть на него с точки зрения внутрицерковной политики, стал еще одной идейной и аппаратной победой патриарха Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Это, в свою очередь, открывает дорогу для еще более серьезных событий в будущем: создания первого с 1917 года катехизиса РПЦ (изложения кратких основ христианского вероучения в применении к современной эпохе) и дальнейшего сближения с Римом.

Кстати, католическая церковь разработала свой собственный современный катехизис в 90-е годы прошлого века.

Документ "Основы учения Русской церкви о достоинстве, свободе и правах человека", принятый на соборе - первое в истории обращение церкви к правозащитной тематике. Ее главная мысль - права человека неотъемлемо связаны с христианской моралью и превращаются во вседозволенность в случае отказа от нее.

Эта позиция в целом совпадает с подходом Римско-католической церкви. Есть и отличия - концепция РПЦ намного менее детально, чем в католицизме, рассматривает тему свободы личности вообще.

Между тем, многие русские архиереи чувствуют себя не очень комфортно в идейных спорах, и предпочитают менее активную линию поведения. Противники смоленского митрополита считают, что, активно реагируя на явления общественной жизни, он идет "слишком западным" путем.

Сам факт появления "Основ" - свидетельство того, что линия митрополита Кирилла на диалог со светским обществом стала для священноначалия РПЦ официальной и с этим придется считаться даже тем, кто считает, что церковь - только "для своих".

Из этого же ряда - положительная оценка развития отношений с Ватиканом, включенная в итоговый свод соборных документов.

Именно митрополит Кирилл выступает за постоянные контакты с католиками, несмотря на сохраняющиеся разногласия по поводу ситуации на Западной Украине и миссионерской деятельности католиков в России.

Ясно также, что вопрос о судьбе Украинской православной церкви Московского патриархата - один из самых тяжелых и трудно решаемых.

Колыбель русского православия

Украинские власти пытаются активно влиять на церковную политику, настаивая на создании автокефальной (полностью независимой) национальной православной церкви.

Это часть политики президента Ющенко по ускоренному формированию новой украинской идентичности.

Для РПЦ возможный "уход" Украины - это не только вопрос разрыва связи с колыбелью русского православия, но и потеря едва ли не трети приходов, зачастую более активных и состоятельных, чем в среднем по России.

Пока большая часть украинских православных верующих не хочет рвать связи с Москвой и переходить в подчинение двух непризнанных образований, претендующих на роль поместной церкви в Украине, прежде всего самопровозглашенного Киевского патриархата во главе с бывшим митрополитом РПЦ Филаретом Денисенко.

Однако очевидно, что проблема никуда не уйдет, и Москве придется обращаться к ней вновь и вновь.

Без компромиссов

Что же до нашумевшей истории епископа Диомида, то решение извергнуть его из сана (то есть, фактически, лишить звания священнослужителя) - неожиданно жесткий ход патриарха, который обычно не любит применять решительные меры, не испробовав целый арсенал увещеваний и предупреждений.

Еще накануне последнего дня собора я беседовал с участниками работы собора, и многие считали, что Диомида все же пощадят. Впрочем, чукотскому владыке оставили выход - он не присутствовал на соборе, сославшись на болезнь.

Решение вступит в силу, если епископ не раскается в своих действиях. Он вызван на ближайшее заседание Синода (высшего органа церковного управления в период между соборами), которое запланировано на 18 июля.

Сага чукотского епископа во многом демонстрирует противоречивость сегодняшней жизни Русской церкви. С одной стороны, он отражает взгляды меньшинства верующих и клира, с другой - это меньшинство очень активно и громко заявляет о себе. Эти люди, борющиеся с введением современных идентификационных документов и налоговых номеров, верят в то, что всеми странами, в том числе и Россией, управляет "мировое еврейское правительство и масоны".

Они настолько активны, что именно по ним многие далекие от церкви люди судят о православии. Этот кризис внутри РПЦ весьма вероятно завершится уходом в раскол епископа и его сторонников. Парадокс заключается и в том, что часть требований "диомидовцев" совпадает с критикой иерархов РПЦ с позицией части как церковных, так и светских либералов.

Их призывы к священноначалию отойти от слишком тесного, по их мнению, сотрудничества с государственной властью вполне соответствуют тем претензиям, которые выдвигают церкви правозащитники, такие как Лев Пономарев или Юрий Самодуров.

Жесткая линия в отношении епископа Диомида - сигнал, который Алексий II отправил всему священноначалию: несмотря на преклонный возраст, он собирается твердо контролировать ситуацию внутри РПЦ и, в отличие от того, что предсказывали многие наблюдатели накануне собора, не собирается поддерживать единство церкви ценой чрезмерных, с его точки зрения, компромиссов.

То, что чукотский владыка и его сторонники может уйти в раскол, судя по всему, представляется патриарху и членам Священного синода меньшим злом, чем ситуация, при которой активное меньшинство могло фактически диктовать церкви повестку дня.

Би-би-си
 
Назар (УКРАЇНА) (Дніпропетровськ)8.10.2008
Валентина((Алматы)) !!! Во первых.я немогу понять о какой церкви.Вы говорите.что она апостольская ?-если о церкви Московского патриархата.то посмотритев исторические книги и там увидите.что ета церковь появилась.а тем более канонически(за соболя и драгоценные каменья ) лишь в конце 16 века, а что неасчет извращенцев.то может вы не слышали как называют вашего так называемого партриарха московского по кличке графиня Ридигер,в некоторых "церковных" кругах.то тогда и поймете где извращенцы. могу привести в пример мою поедку в Сятую Почаевскую Лавру.где пришлось пойти по нужде в туалет и почемуто сразу после того ,как я вошел в поиещенме то откуда не возмись появилось двое монахов которые пристроились с обеих сторон послотреть как я отливаю-извините !.вот вам и извращенцы.а сведения о том что в Киево-Печерской лавре есть отдельное общежитие семинарии где обитают мальчики которые НЕ ЛЮБЯТ ДЕВОЧЕК !!! ето тоже чтото значит ! и многое другое.Церковь как институция свята, но люди ,которых вы тут возносите под небеса ,нет так что ищите Бога а Он сам разбереться.где кто и как должене управлять своей Церковью !
бунгур8.10.2008
Михаил (Киев)
Подробно о ритуальных убийствах хасидов описано в книге В.И.Даля и др. источниках. Там собраны судебные дела в Европе начиная, кажется, с 4-го века от Р.Х. Там же есть и материалы судебных дел в России в 19-м веке. Всё очень доступно, понятно и обосновано с точки зрения иудейской религии.
Но вы же... юдофил? А им закон не писан :)))
Михаил (Киев)3.10.2008
Либо се ля ви, либо се ля вас
Владимир Левин, «МЗ»
Иудейское причастие – это ни что иное, как в малом количестве кровь православных людей, которых мученически замучили. Иудейская маца – элемент крови, там раввины знают. Определенным образом убивается православный младенец или святой. Иногда дети пропадают – это иудеи, они потом собирают кровь на тряпки, эти тряпки сжигаются, и этим пеплом посыпается умерший человек, или в мацу добавляют, в причастие. И они (евреи) питаются кровью христианских мучеников, они мнят, что они спасаются...

Скажите мне, в каком веке и где такое может быть произнесено или опубликовано? Нет, это не из «дела Бейлиса». Это не из 18-19-го века, не 20-й «век-волкодав», не средневековье, когда евреи подвергались кровавым наветам. Это произнесено СЕГОДНЯ доцентом Светланой Шестаковой в установочной лекции для преподавателей «Основ православной культуры» в городе Тюмени. Кто желает подробно ознакомиться с этим наукообразным бредом, может почитать его полностью на сайте Славянского правового центра (электронный адрес - http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1901 ).

И эту «науку» они хотят сегодня преподавать в школе, о чем в стране идет бурная дискуссия, вопреки мнению академиков – Нобелевских лауреатов. Но уже есть целая армия преподавателей «основ», для которых и читаются подобные лекции.
бунгур25.8.2008
Валентина ((Алматы))
Какая же она "ваша" Православная Церковь? Иконы и Св. отцы Церкви вас не устраивают?!
Что можно "реформировать" в Апостольской церкви? На Западе уже дореформировались, страшно смотреть: извращенцы служат в храмах, тамже проводятся и рок-концерты.
Валентина ((Алматы))23.8.2008
Из статьи ясно одно, перемены грядут и в нашей православной церкви. Реформа, господа! Может тогда наша православная церковь станет ближе к Богу! И наконец перестанут поклоняться иконам (не создай себе кумира), и святым (один посредник между Господом и человеком- Иисус). Тогда и Бог будет нам всем ближе! Ведь расстояние между Богом и человеком определяет сам человек! И что это высшие священные рясы решили там придумать еще один устав, а что Библии не хватает? Там все достаточно ясно описано, как нужно жить христианам.
leo (deutschland)11.8.2008
A mochet nam wsem nado kak DIOMID;a nas Sapade werushie swjasiwajut swoje Semnoe blagopoluchie s Bogom.4
Александър из Болгарии (София)30.7.2008
Уважаеми форумляне, пиша ви на български понеже чета и разбирам руски свободно, но се затруднявам да пиша на руски.По повод на автокефалността на Българската православна църква трябва да се знае, че тя ШЕСТАТА (ШЕСТОЙ) древна патриаршия след Антиохийската, Римската, Йерусалимската, Александрийската,Константинополската.Българската патриаршия е създадена 800 години преди Московската .Забелязъл съм, че когато руската позиция не е пробългарска с Русия се случва беда.Също и когато българската позиция не епроруска с България се случва нещастие.От 1000 години е необходим разговор между руски и български ИСОРИОСОФИ и БОГОСЛОВИ за българоруските отношения.На този РАЗГОВОР се пречи и от двете страни от заитересовани антируски и антибългарски сили.Руснаците, и то много образованите, почти нищо не знаят за българия.И това не е случайно.Мислех си, че ако можех да говоря с Йоан митрополит Санкт-Петерсбургски и Ладожки той би ме разбрал.Много са съдбовните връзки (связи) между България и Русия.Например не се знае ,че първият митрополит Киевски е българин.Не се знае и че митрополит Московски по времето Димитрий Донский е българинът Киприян Цамблак, когото наричат сърбин и пр. и пр.Разговорът между руси българи е от съдбоносно значение за двата народа.Резултатът от разговор между руси и поляци, руси и латиши, руси и малоруси, руси и кавказци е предварително известен.Голямата тайна и голямата изненада ще дойде от разговора мужду руси ибългари.Дано се състои.
Александър из Болгарии (София)30.7.2008
Уважаеми форумляне, пиша ви на български понеже чета и разбирам руски свободно, но се затруднявам да пиша на руски.По повод на автокефалността на Българската православна църква трябва да се знае, че тя ШЕСТАТА (ШЕСТОЙ) древна патриаршия след Антиохийската, Римската, Йерусалимската, Александрийската,Константинополската.Българската патриаршия е създадена 800 години преди Московската .Забелязъл съм, че когато руската позиция не е пробългарска с Русия се случва беда.Също и когато българската позиция не епроруска с България се случва нещастие.От 1000 години е необходим разговор между руски и български ИСОРИОСОФИ и БОГОСЛОВИ за българоруските отношения.На този РАЗГОВОР се пречи и от двете страни от заитересовани антируски и антибългарски сили.Руснаците, и то много образованите, почти нищо не знаят за българия.И това не е случайно.Мислех си, че ако можех да говоря с Йоан митрополит Санкт-Петерсбургски и Ладожки той би ме разбрал.Много са съдбовните връзки (связи) между България и Русия.Например не се знае ,че първият митрополит Киевски е българин.Не се знае и че митрополит Московски по времето Димитрий Донский е българинът Киприян Цамблак, когото наричат сърбин и пр. и пр.Разговорът между руси българи е от съдбоносно значение за двата народа.Резултатът от разговор между руси и поляци, руси и латиши, руси и малоруси, руси и кавказци е предварително известен.Голямата тайна и голямата изненада ще дойде от разговора мужду руси ибългари.Дано се състои.
Георгий (Харьков)26.7.2008
Странно, почему не появляется к примеру, американская поместная католическая церковь, или французская? Но почему должны быть автокефальными, "незалежними" украинская, болгарская и др???
Вопрос достаточно глубокий, если вдуматься. Вопрос единства в православии. Единство возможно в Духе Святом и в исповедании заключенным Никео-Цареградским Символом Веры. Время выдвигает новые испытания, поэтому ЛЮБОЕ церковное разделение в наше время не от Духа Святаго, но от лукавого!
Речь не только о церковных процессах на Украине, они достаточно примитивны в своем "политиканстве" и для Истины большой опасности не представляют ввиду абсурдности. Масса истинно верующих никогда не пойдет в провозглашаемую "автокефалию".
Куда более неоднозначна ситуация в России. Здесь все масштабнее и опаснее. Во-первых, происходит явная атака на вечные ценности православной церкви. В среде епископата и в богословской среде появились опасные модернистские течения - это и владыка Смоленский Кирилл, известный "богослов" Осипов, Кураев и др. Действия последних просто вымывают почву из под ног, активируется подмена ценностей, весьма опасным и лукавым образом. Это и "контакт" с беснующейся молодежью, "исправления" катехизиса Филарета Московского, искажения в вероучении о Св. Тайнах и пр. у "богослова" Осипова, кстати, профессора МДА!
Во-вторых, преобладание в русской среде ереси филетизма, проявляющейся в слиянии церкви и государства, идея о некоей "богоизбранности" русского народа, искажение самого понятия "Святая Русь". В результате отсутствие в многочисленных "евромонастырях" элементарной духовной жизни, причем эта зараза набирает свои обороты... Исчезает молитвенность, жизнь в Духе заменяется мирской суетностью и угождению сильным мира сего.
Вот чего нужно бояться!
Юлия Садовская (Улан-Удэ)23.7.2008
Не путайте, пожалуйста, веру и религию.
православная РЕЛИГИЯ у всех на устах, как и католическая. там много правил и обрядов, но действительно - нет ничего, что людям в массе своей должна нести Библия - Благую весть о Христе.
Люди просто не знают, что такое Слово Божие, вера, церковь и (самое страшное) - Христос. Просто им никто понятно не объясняет. А настоящие ВЕРУЮЩИЕ есть и православии, и в католицизме. Их мало, и их мнение и взгляд на жизнь теряется и заслоняется рясами, цепями и крестами.
очень хочу ошибаться, но мое мнение такое...
Александр (Днепродзержинск)23.7.2008
Эти люди, борющиеся с введением современных идентификационных документов и налоговых номеров, верят в то, что всеми странами, в том числе и Россией, управляет "мировое еврейское правительство и масоны".

Мы не верим, мы знаем.
И в раскол не пойдём.

Святейший патриарх Алексий - великий старец. Он увидит истину не смотря на интриги и восстановит владыку Диамида.
Геннадий (Германия)11.7.2008
В 70-х годах в Китае были Хунвейбины и Дзяофани. Это молодежь, которую Мао-дзе-дун организовал, чтобы расправиться с инакомыслящими. Были уничтожены миллионы учёных, инженеров, писателей и других представителей интеллигенции.
"Наши" созданы для того же самого. Но в России настоящего противостояния путинскому режиму не было и нет. Поэтому "Наших" до сих пор не запустили в "действие". Этих отморозков надо не только бить, а гнать откуда только можно, потому что переубеждать их бесполезно.
Людмила (Москва)11.7.2008
Здо не зло, понятие не понятие,добро не добро,
слово не слово,раздор не раздор, коммунизм не коммунизм,капитализм не капитализм,богатство
не богатство,хула не хула. О чём статья?
Анатолий (Екатеринбург)3.7.2008
Бунгур (Сибирь)
Пенсионер так пишет раверное потому, что с попами общался.
Чиновник-Поп-Вор в законе, какая разница?
бунгур (Сибирь)2.7.2008
пенсионер (Москва)
А почему так зло пишете? И Бога с маленькой буквы пишете. Наследие коммунизма или опыт общения с ворами в законе?
пенсионер (Москва)1.7.2008
Один философ как то заметил: "Если тебе в этой жизни не суждено что-то понять в религии - то даже и не пытайся".
В большинстве своём русский народ в того бога, о котором говорят попы в русской православной церкви, не верят. Да и трудно верить человеку, что - то бубнящему себе под нос, упёршись взглядом толи в своё необъятное брюхо, толи в килограммовый золотой крест на нём. А может просто шея не выдерживает веса золотой цепи в палец толщиной. А может быть, просто не хочет смотреть на ту нищету, которая в храм божий пришла со своими нищенскими десятками. Толи служитель культа, толи вор в законе. Ткни в любого пальцем и попрооси прочитать хотя-бы одну молитву, хотя бы Отче наш- практически никто и не вспомнит больше трёх слов -как из гимна России. Вот и вся вера в бога.