анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Кто от кого прячется?

Сергей Худиев, Москва

Один из аргументов, который часто выдвигают атеисты, называется «аргументом от сокрытости Бога». Он выглядит примерно так: «Если существует любящий Бог, который хочет привести всех людей в общение с Собою, Он мог бы предоставить такие свидетельства Своего существования, которые убедили бы всех людей, которые открыты к истине; однако таких свидетельств нет — есть множество людей, которые искренне убеждены, что Бога нет, и Бог, похоже, не спешит их разубедить — хотя мог бы. Следовательно, Бога просто нет».

Как сказал известный атеист Бертран Рассел, когда его спросили, что он ответит, если все же предстанет перед Богом: «у меня было недостаточно свидетельств». В самом деле — почему Бог, если Он существует — все время прячется?

Это аргумент имеет целый ряд слабых мест и одна из них — проблема искренности. Мы вовсе не так открыты к истине, как думаем. Апостол говорит о людях, которые «подавляют истину неправдою» (Рим.1:18). Такое подавление — не обязательно сознательное действие.

Обратите внимание на людей, яростно спорящих в сети по какому-нибудь политическому вопросу. Каждый из них искренне уверен, что его позиция прекрасно обоснована фактами, ясна как день, получает все новые подтверждения и всякий честный и разумный человек ее разделяет. А те, кто оспаривает ее — либо непроходимо глупы, либо намеренно лгут из страха или за деньги.

Поскольку в этом уверены обе стороны, логически они не могут быть правы одновременно (хотя могут быть одновременно неправы). Они при этом находятся в одном и том же интернете и им доступна одна и та же информация. Следовательно, человек может быть совершенно искренним (то есть далеким от обдуманного, сознательного обмана), располагать доступом ко всем нужным сведениям и тяжело заблуждаться, причем по своей собственной вине — если бы он хотел знать правду, он бы ее знал.

Со стороны глядя, мы, конечно, заметим, что горячая приверженность «своей» стороне искажает восприятие человека и заставляет его воспринимать любую информацию через толстый фильтр, который отсеивает все, что может подорвать его позицию — и подчеркивает все, что может пойти ей на пользу. Мы могли бы заметить, что такой подход интеллектуально нечестен, но эта нечестность не является сознательной. Предвзятость скрывает от человека факт его предвзятости.

С одной стороны, человек игнорирует все, что его не устраивает; с другой — игнорирует сам факт этого игнорирования. Он убежден, что честно и добросовестно рассмотрел все данные — и они полностью подтвердили его позицию.

Когда мы входим в область веры, личная заинтересованность человека становится еще острее — ведь признать притязания Господа Иисуса Христа истинными, значит открыться навстречу самым радикальным переменам в своей жизни, и, возможно, навлечь на себя неприятности. И тот же психологический механизм — предвзятость, которая скрывает себя — проявляется здесь еще сильнее. Мы склонны скрывать от себя свой собственный выбор; особенно, когда подозреваем, что он — неправильный. Ответственность за него возлагается на кого-то еще — в данном случае, на Бога, который не предоставил достаточных свидетельств своего существования. Однако беда в том, что мы можем «отрастить» себе фильтр, через который не пробиваются никакие свидетельства — и отрицать наличие такого фильтра. Мы это делаем все время.

Бог настойчиво ищет общения с нами — это мы отвергаем Его. Мы прячем от себя сам факт этого отвержения. Бог же, со своей стороны, делает все, чтобы привести нас к общению с Собою.
Что значит быть падшими?

Какими глазами мы видим Церковь?

Святочные гадания

Рождество и смысл истории

Христианский смысл Нового Года

Воплощение Христово

С наступающим праздником!

Религия может сделать нас хуже

Любовь не всегда говорит сладко

Самодельный рай

Что же такое счастье?

Победа Бога

Как любить Бога, когда Он не отвечает на молитву?

По какую сторону?

Кто от кого прячется?

Церковь вне политики?

Для чего (не) нужна вера

Иллюзия ментального иммунитета

Он меня никогда не оставит

История и великий миф атеизма
  Следующие 20 >>