анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Смирение на рабочем месте

Сергей Худиев, Москва

Христианские представления о добродетели во многом пересекаются с тем, что принято называть «общечеловеческими нормами» — нужно быть воздержанным, честным и не причинять вреда другим. Но есть добродетель, которая выделяет именно христианство — это смирение. Она так мало известна в мире, что под ней часто понимают что-то другое — забитость, безынициативность, пассивность. Между тем, смирение — важное качество на работе.

В чем оно проявляется? Уж точно не в причитаниях «я хуже всех». Смиренный человек вообще не сосредоточен на себе. Он обращает внимание на другое. На Бога, на людей вокруг него, на миссию, которую он должен исполнить.

Смиренный человек избегает соперничества. Соперничество так глубоко свойственно нашему падшему роду, что оно возникает автоматически, даже без нашего сознательного решения. Оно может проявляться в попытках поставить другого человека ниже, в язвительных замечаниях, в преуменьшении его компетентности, заслуг или достижений, которое высказывается в лицо или за спиной. В выражениях пренебрежения к полу, национальности или внешнему виду другого сотрудника. В унижении подчиненных или (за глаза) придирчивой критике начальства. В стремлении «подставить» или «утопить» сослуживца, чтобы продвинули тебя, а не его.

Смиренный человек охотно признает заслуги других, помогает и поддерживает. Он радуется чужим достижениям и успехам. Смиренный человек относится с уважением к другим людям. Он видит в них достоинства, а не недостатки. Он никогда не использует их неудачи или ошибки для того, чтобы превозноситься над ними.

Смиренный человек охотно учится. Мы все неизбежно совершаем ошибки и натыкаемся на границы своей компетентности. Невозможно быть безошибочным всезнайкой. Однако мы можем по-разному реагировать на нашу недостаточность, особенно, когда на нее указывают другие люди. Гордый человек видит в этом атаку на его достоинство, статус, саму идентичность. Он может выражать свою ярость открыто — а может, стиснув зубы, держаться, но исправление причиняет ему глубокую боль. Но смиренный человек принимает поправки не как нападки, а как возможность научиться новому у людей, которые, возможно, знают и умеют лучше. Потому, что для того, чтобы учиться, надо признавать, что другие люди в каких-то отношениях нас превосходят.

Смиренный человек уважает общие правила, то, что требуется и принято на данном предприятии. Он спокойно и как должное принимает свою подчиненность — и необходимость исполнять распоряжения других. Он выполняет их с уважением и как можно лучше. Он принимает свою подотчетность — необходимость давать отчет в проделанной работе.

Смирение — не только одна из ключевых христианских добродетелей, но и важное профессиональное качество. Человек, избегающий гордыни, враждебности, соперничества, который охотно учится и проявляет уважение к начальству и сослуживцам, «во всем, что ни делает, успеет» (Пс.1:3).
Люди равны, а религии нет

Два подхода к религии

Ключи от рая

Галилей, Докинз и происхождение разума

Неизбежность соблазнов

«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

О невозможности потерять веру

Самая непопулярная заповедь

Материализм и вера без доказательств

О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Вознесение Господне

Важнее всего мира

От идолов к Богу живому

У нас есть, кому повиноваться

Мы куплены

Христианская догматика и Нагорная проповедь

Конец света – ужас или надежда?

К Богу живому от идолов

Не в наших руках

Зачем все это?
  Следующие 20 >>