анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
О вере, переживаниях и разочарованиях

Сергей Худиев, Москва

Иногда я читаю о том, как человек сначала очаровался, а потом разочаровался в религии. Что-то привлекло его, наполнило его душу яркими, ни на что не похожими переживаниями, а потом это время духовного упоения прошло, сменившись горьким разочарованием. Богослужения стали скучны и утомительны, а единоверцы оказались неприятными и ограниченными людьми и вообще вера больше не трогает душу.

В таком разочаровании нет ничего необычного. Более того, в каком-то отношении оно даже обязательно. Духовные утешения, радость открытия веры - должны отступить. Для чего? Чтобы освободить место для веры в более зрелом смысле.

Ведь верить - не значит просто переживать какие-то эмоции. Мы можем переживать эмоции, например, горячо сочувствуя героям фильма (некоторые даже плачут при этом), но мы не верим в реальность происходящего. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что эта история, которую сочинил сценарист и разыгрывают актеры. Живое воображение может позволить нам переживать настоящие эмоции даже внутри хорошо сделанной компьютерной игры.

Вера - это не про переживания, хотя переживания ее обычно сопровождают. Вера - это, как минимум, (это необходимое, но не достаточное условие) признание каких-то утверждений истинными, соответствующими реальности. А реальность - это то, что существует независимо от нас и наших переживаний по тому поводу. Я полагаю истинным, что Земля имеет форму слегка неправильного шара - мне об этом сообщили различные люди, начиная с учителей в школе, и я принял это на веру. Есть «плоскоземельцы», которые не принимают этого - то есть признание земли шаром есть акт веры, который можно и отказаться совершать. Я могу глубоко огорчаться шарообразности земли, радоваться ей или просто принимать это как мало волнующий меня факт, но я в него верю, независимо от эмоций.

Однако вера не сводится к признанию чего-то за истину. Она предполагает некий личный отзыв. Допустим, врач прописал мне лечение. Если я верю ему, то я его принимаю. Я могу радоваться тому, что мне помогают. Я могу огорчаться, потому что лечение кажется мне неприятным или утомительным. Но, если я верю врачу, это проявляется достаточно просто - я выполняю его рекомендации.

Евангелие тоже не про наши переживания. Оно про факты, которые никак не зависят от этих переживаний. Мы сотворены Богом, который из чистой щедрости, пожелал разделить ту вечную жизнь, которой Он обладает, с другими существами - ангелами и людьми. Хотя мы созданы для вечной радости, мы отпали от нее в грех. Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа, чтобы вернуть нас к той жизни вечной и блаженной, для которой мы были созданы. Через свою жертвенную смерть и Воскресение Христос дарует нам прощение грехов и вечную жизнь, которую мы принимаем покаянием и верой. Такова реальность и она никак не зависит от наших переживаний. Мы принимаем решение признать ее и отозваться на нее доверием и послушанием.

Вера предполагает поворот от самого себя к Богу и ближнему. Чтобы возрасти в ней, мы должны признать, что наши переживания - это не самое важное. Ни наши эмоции, ни мы сами не находимся в центре вселенной. Мы обращены к истине, которая находится вне нас и от нас не зависит.

Когда мы осознаем это, мы обретает самую важную свободу - свободу от наших постоянно меняющихся и капризных настроений. Мы остаемся верующими не потому, что что-то испытываем, но потому, что приняли решение покориться истине и твердо ее держаться.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>