В одном из подкастов известного канадского психолога Джордана Питерсона мелькнула фраза: «чтобы не бояться, надо бояться правильных вещей». Это было частью диалога, в котором речь шла о том, как легко люди идут на измену декларируемым принципам и даже на предательство старых друзей - из страха подвергнуться социальному остракизму и потерять работу. Питерсон упоминает, что мужество противостоять такому страху надо черпать в осознании - то, что из тебя сделают, если ты покоришься, намного хуже того, что с тобой сделают, если ты воспротивишься.
Но сам тезис о том, что ложный страх вытесняется истинным, восходит к Священному Писанию - если вы боитесь правильных вещей, вы не боитесь неправильных. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Притчи 28:1). Как говорит Пророк: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Исаия 8:12-13). Но ключевыми тут являются слова Господа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (От Матфея 10:28).
Благоговейный страх перед Богом избавляет от страха перед людьми. Это важно не только в ситуациях, когда мы сталкиваемся с прямыми гонениями или, по крайней мере, давлением - но и в ситуации, когда мы сталкиваемся с гораздо более тонким искушением - конспирологией. Предметом паники могут быть самые разные вещи - вышки сотовой связи, которые, якобы, причиняют великий вред здоровью, «жидкие чипы», которые коварный Билл Гейтс хочет всем установить, прививки от ковида, которые, на самом деле, должны вызвать импотенцию, рак и еще какие-то страшные болезни.
Психологические корни конспирологии отчасти понятны - человек испуганный и недовольный ищет как-то локализовать свой страх, выразить его словами, составить простую и понятную теорию о его причинах. Так легче. С другой стороны, «предупреждая» сограждан о великих опасностях, люди обретают чувство собственной значимости - они не зря коптят небо, они совершают подвиги и бросают вызов мировому злу.
Этим страхам христианин может противопоставить другой страх - страх согрешить и прогневать Бога. Пересказывая непроверенные слухи, мы грешим. Как говорит Писание: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Левит 19:16). Мы особенно грешим, если эти слухи выставляют каких-то людей тяжкими злодеями. В самом деле, если вышки 5G или вакцины действительно причиняют вред здоровью, то те, кто их продвигает - тяжкие преступники. Обвинять кого-то в преступлении - большая ответственность. Как сказано в Писании: «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя» (Втор.19:16-19). Если мы боимся Бога - мы не верим слухам и не пересказываем их. Страх согрешить избавляет нас от множества других страхов.