анонсы статьи
новости
22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»
Трагические искушения

Антон Лебедев, Саранск

Трагедия в Казани, погибшие с обеих сторон в Израиле и Палестине, перспектива перерастания локальных конфликтов в глобальные войны, смерти от коронавируса вновь побуждают верующих (да и неверующих) размышлять о причинах этих событий, пытаться докопаться до глубинных корней происходящего, а также предложить пути решения проблем. По моим наблюдениям (попрошу никого не обижаться) все сводится либо эмоциональным откликам, к рассуждениям в стиле «это Бог наказал тех или других» (в зависимости от симпатий автора), а также «простым» решениям сложных и неоднозначных вопросов. При этом очень часто забываются о библейских призывах «не судить прежде времени» (1 Кор. 4:5), а также быть «рассудительными» (2 Пет. 1:5). К сожалению, многие до сих пор придерживаются вольного и расширенного толкования принципа «духовный судит обо всем» (1 Кор. 2:15).

Прежде всего, в таких случаях есть искушение поспешно кого-то обвинить, переложить вину (помимо непосредственно совершающих преступления) – на власти, все общество, Интернет, врачей, военных, тлетворное влияние извне и так далее. Вместе с тем, обвинения – это чаще всего не единственный и даже не основной путь решения проблемы. Исцеление не приходит только через назначение виновных и наказание (даже вполне заслуженное). Равно как и призывы «запретить», «покарать», «ограничить» тоже далеко не всегда эффективны, а часто и контрпродуктивны.

Во-вторых, очень легко и эмоционально привлекательно предложить простые и понятные решения застарелых и сложных проблем. Как решить арабо-израильский конфликт? Как пресечь преступления на почве насилия и ненависти? Как лучше контролировать оборот огнестрельного оружия и должно ли оно быть разрешено к свободному хранению или ношению? Нужна ли вооруженная охрана, к примеру, в образовательных учреждениях? Какие ограничения должны быть в случае чрезвычайных ситуаций? Как во время пандемии сбалансировать работу экономики, транспорта, торговли и заботу о здоровье граждан, ограничивая их передвижения и массовые собрания? Где та золотая середина между свободой и порядком? Все эти вопросы можно обсуждать, вырабатывать стратегии, иногда необходимо садиться за стол переговоров, искать посредников. Подчас приходится принимать и непопулярные решения, которые многих заведомо не устроят. У меня могут быть какие-то мнения или собственные ощущения по этим вопросам, но не могу сказать «так говорит Господь в Библии» и предложить какое-то однозначное решение. И я очень «завидую» (вернее, настораживаюсь), когда кто-то немедленно знает, что делать и предпринять, тем более может дать «библейский» или «духовный» ответ.

Третий момент – это стремление найти «духовную» причину произошедшему, обязательно выявить некие «высшие мотивы», а то и узнать «волю Божью» в том или ином событии. Без сомнения, существует Божий промысел, иногда мы можем частично постичь его - гадательно, как бы сквозь тусклое стекло или через приоткрытую дверь. Только вот открытое далеко не всегда соответствует нашим ожиданиям. Друзья Иова (да и сам праведник) поначалу не предполагали, что истинное назначение его страданий – явить Божье величие, приблизить страждущего к Богу и научить его доверять Господу. Ученики Христовы не могли взять в толк, что причина слепоты от рождения – не грех самого слепорожденного или его родителей, но проявление Божьей славы (Ин. 9:3). Вряд ли и сейчас мы способны дать ответы, почему Бог допустил то или иное страдание нам, близким или дальним. Возможно, должно пройти какое-то время, прежде мы поймем. Может быть, полный ответ будет дан только в вечности.

Впрочем, и сейчас Господь не оставляет нас в недоумении или растерянности. После рассказа (Луки 13:1-5) о «Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (то есть произошло насильственное действие, да еще и во время акта поклонения через жертвоприношение!) Христос никого не обвиняет, не говорит о несправедливых (или оправданных) действиях Пилата, не объясняет, зачем такое допущено. Второе событие – падение Силоамской башни (техногенная катастрофа, несчастный случай), в результате чего погибло восемнадцать человек – тоже не объясняется Спасителем ни с точки зрения вины, ни причины произошедшего.

По сути, ответ только один – «если не покаетесь, все так же погибнете». Слова Иисуса могут показаться жесткими и даже религиозно-шаблонными. Но они, как это часто бывает, направлены не на людские ожидания, а на суть проблемы. Для начала Он опровергает популярную идею, что люди страдают исключительно за личные грехи («были грешнее…, что так пострадали?.. Нет, говорю вам…»). При этом, разумеется, у всех событий так или иначе есть естественные причины, которые нужно учитывать при решении тех или иных проблем.

Наконец, самый важный акцент Христа – «все так же погибнете». Смерть может поджидать нас в самом «безопасном» месте, под защитой сильнейшей армии и полиции, в самых комфортных условиях. Тем более, «зон комфорта» остается не так уж и много. Самая страшная смерть – внезапная, жестокая и скоропостижная – может настигнуть нас в любой момент. А значит, трагические события выполняют важную функцию – напоминают о хрупкости и скоротечности бытия, необходимости позаботиться о своей вечной участи, обратиться к Богу, сочувствовать и помогать страждущим.
Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»
  Следующие 20 >>