анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Разговоры о бессмертии

Сергей Худиев, Москва

Как-то я смотрел запись круглого стола, за которым известные люди из разных областей (среди них был врач, философ, психолог) обсуждали проблему смерти. Среди них не было ни одного верующего, а их взгляд на проблему исходил из того, что «мы больше не можем верить в бессмертие, которое обещает религия».

Люди - это биологические организмы, а все организмы умирают. Более того, даже фантастические проекты продления жизни упираются в то, что сама вселенная не может быть вечной - даже галактики со временем угаснут. Вы не можете «выиграть» у второго начала термодинамики.

Психолог (это была немолодая женщина, впрочем, все участники были явно немолоды) говорила о том, что людям стоит научиться спокойному принятию своей конечности и рассматривать смерть, как естественную часть жизни, а умирание - как своего рода приключение.

Знаменитое стихотворение Томаса Дилана, написанное им, когда его отец умирал: «Не уходи безропотно во тьму/гори и буйствуй на закате лет/ярись, ярись, что угасает свет», выражающее гневный протест против смерти, виделось ей как пример неправильного отношения к умиранию. Не нужно яростно цепляться за жизнь и пытается выторговывать у смерти лишние месяцы или недели страданий, требуя разорительных медицинских процедур. Мы умираем, это нормально, не нужно делать из этого трагедию.

Другие участники соглашались в том, что мудрость состоит в том, чтобы принять неизбежное - и один из них высказал мысль, что нас, людей, тяготит не столько неизбежная конечность, нашего существования, сколько бессмысленность. Если бы мы знали, что наша жизнь (и наша смерть) имеет смысл, нам было бы гораздо легче ее принять. Что же, это очень верная мысль. Как мы знаем, люди становились адептами идеологий, которые вовсе не обещали им личного бессмертия, зато обещали, что их жизнь, их усилия, их страдания не бессмысленны, они являются частью какой-то великой истории и служат великой цели.

Но что все эти печальные наблюдения могут сказать нам о реальности? Мы действительно живем в мире, у которого неизбежно «кончается завод», где даже галактики неизбежно угаснут. Но это значит, что у мира было начало - о чем нам и говорит современная космология. Мироздание ограничено во времени, оно начало быть, по подсчетам ученых, примерно 13.7 миллиардов лет назад. Это, по нашим меркам, солидный, но все равно ограниченный срок. А это значит, что у вселенной должна быть причина за ее пределами. Мир, который мы знаем, в котором все угасает и умирает - это совершенно точно не вся реальность. Что-то (или Кто-то) из-за его пределов вызывал его к бытию.

Мы, люди, существа, которые нуждаются в смысле. А это указывает на то, что мы являемся чем-то гораздо большим, чем биологическими организмами. Нас можно назвать «организмами» примерно в том же смысле, что и статуи можно назвать «камнем». Нельзя сказать, что это неверно - это неполно.

Мы статуи, ожидающие, пока нас оживят. Та же сила, которая вызвала мир к бытию, призовет нас к жизни вечной и блаженной - так говорит Символ Веры. Конечно, его можно отвергать, но тот замок, на который заперта наша жизнь, открывается именно им. Даже когда мы пытаемся не верить - мы остаемся существами, созданными для вечной жизни.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>