анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Рождество Христово

Антон Лебедев, Саранск

Обычно в период рождественско-новогодних праздников или в «между-рождественское» время активизируется обсуждение двух вопросов: когда праздновать Рождество – по старому или новому стилю, 6-7 января или 24-25 декабря? Тут возникает «напряжение» - или праздновать «с большинством христианского мира» или отдать дань уважения традициям в своем народе, тем более верующие посланы свидетельствовать о чуде Рождения Спасителя, прежде всего, именно к ближним.

Второй вопрос – традиционная («зимняя») или «летне-осенняя» теория о времени Рождения Спасителя? Что есть наша дата празднования? Реальное указание на время событий Рождества или адаптация христианского праздника к традициям древних языческих народов, чтобы «для всех сделаться всем»? И если второе верно, то нужно ли вообще что-то отмечать? Как минимум однажды христиане… сами себе запретили праздновать Рождество. Произошло это в штате Массачусетс в 1659-1681 годах, когда основатели Бостона пуритане посчитали, что подобное уподобление католикам (а также иным носителям «языческих суеверий») является «оскорблением Господа» и «нарушением покоя граждан». Непослушные карались штрафом в пять шиллингов.

Конечно, вряд ли сегодня есть много сторонников подобного подхода, но надо признать, что и, наоборот, празднуемое на уровне светского общества Рождество выродилось в еще один «красный день календаря», возможность совершить покупки, отдохнуть или, максимум, собраться вместе семьей. Массовая культура сводит Рождество к украшениям, добрым фильмам, веселым песням, подаркам и скидкам в магазинах. Миру интереснее текущая политическая и экономическая повестка, заботы о собственном здоровье. Мало кто обращается к «Начальнику жизни».

Как и когда праздновать – это всегда остается на усмотрение конкретной Церкви, деноминации и отдельных людей. Но неизменным остается смысл Рождества. Можно много говорить о волхвах и нечестии Ирода, пастухах, Марии и Иосифе, обстоятельствах правления Императора Августа и правителя Сирии Квириния, но суть Божьего замысла и причины рождения Христа очень ясно и кратко отражены в воззвании ангельского небесного воинства:

«…слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Луки 2:14)

Прежде всего, Христос пришел прославить Бога! «Слава Богу в вышних» явилась в чудных событиях – явлении Ангелов, непорочном зачатии, точном исполнении пророчеств. Наконец, само Боговоплощение – Господь в вышних стал так близок и понятен нам, Он ходил среди нас и отдал Себя за нас. Люди хорошо говорят о тех начальствующих, которые «выходят в народ», общаются с простыми гражданами и прислушиваются к ним, не ограничиваясь только пребыванием среди элит. Не то же самое ли сделал Бог, в высшей степени, оставив славу небес и спустившись в мир – при этом зная, что Он будет в нем как агнец среди волков, а однажды останется без всякой охраны и даже самых близких?

  Далее, в Рождестве Христос приносит на землю мир от Бога - не только Весть о примирении враждующему с Ним человечеству, не только Сам становится своего рода парламентером и переговорщиком, но готов пойти на величайшую уступку – отдать Себя в Жертву ради обретения этого мира. Мир с Богом – это не записанный на бумаге договор или вынужденная капитуляция «сквозь сжатые зубы». Это мир не только юридический, но и органический – охватывающий всю природу человека. Он не зависит от обстоятельств, сходит свыше и основан на Божьем примирении с верующими.

Наконец, Рождество показывает великое Господне «благоволение» (буквально – доброе намерение, расположение, желание добра) к людям. Это благо Того, Кто дает все необходимое для существования, и гораздо больше, сверх меры. Добро Того, Кто спасает нас на протяжении истории и не позволяет окончательно скатиться в хаос. Почему? Потому что не в огромных и обширных галактиках, не в прекрасных творениях животного и растительного мира, и даже не в святых Ангелах Бог видит Свой образ и подобие. А в нас, грешных людях, даже вопреки нашим порокам. Вот почему Ангелы, лишенные зависти и соперничества с нами, так радуются и славословят Бога.

Поэтому на Рождество очень важно не просто вспомнить еще раз историю о пришествии в мир чудесного Младенца, «Который есть Христос Господь» (Луки 2:11). Это возможность, несмотря на пандемию и учитывая ограничения, увидеть тот самый образ Божий в ближнем, восполнить его нужды, разделить с ним общение и радость праздника.

С Рождеством!

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6).
Учит ли христианство презирать эту жизнь?

Чему нас учит Сретение Господне?

Короткие размышления к Международному дню радио

О христианском радио

"Смотри, чтобы не надмилось сердце твое"

Я и радио – краткая история болезни

Ибо всякая плоть - как трава

Рождество среди тревоги и скорби

Приоткрыть дверь в Рождество

Рождество Христово

Рождественская лестница. Поклонение волхвов

Менеджмент vs душепопечение?

Рождественская лестница. Каким мы видим Христа?

Почему христианство такое закрытое?

Утешение больной совести

Рождественская лестница. Каждый день к Рождеству

Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии
  Следующие 20 >>