анонсы статьи
новости
22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»
Самый удивительный объект в мироздании

Сергей Худиев, Москва

Одно из самых популярных изображений в интернете - туманность Андромеды. Вы почти наверняка его видели. Эта галактика содержит примерно триллион звезд - в несколько раз больше, чем наша родная галактика Млечный путь. Это один из самых грандиозных и поразительных объектов в известной нам вселенной. До туманности Андромеды примерно два с половиной миллиона световых лет. Мы сейчас видим свет, который покинул эту галактику еще до эпохи мамонтов.

Но во вселенной есть и более сложный, загадочный и поразительный объект, который находится гораздо ближе к нам. Более того, в одной с вами комнате. Это такое загадочное явление, как человек. Человеческий мозг устроен намного сложнее галактики.

Но в отношении человека у нас есть внутренний опыт - мы видим себя изнутри, из той позиции между нашими глазами и затылком, которая недоступна никому другому. Мы знаем по опыту, что, в отличие от галактик, у которых есть такие физические характеристики, как масса, светимость, структура и так далее, у нас есть нечто, чего нет у самых величественных астрономических объектов.

У нас есть сознание, воля, способность думать и задаваться вопросами. Галактика не может посмотреть на себя со стороны. Она не может задаться вопросом “для чего я существую” или “правильно ли я поступаю”?

Исследуя вселенную, в которой мы живем, мы должны оглянуться на самую ее глубокую тайну - тайну человека. И одна из вещей, которые мы знаем о себе и других людях - это наша потребность в смысле. Мы задаемся вопросом “зачем это все” и ищем ответ. Мы ставим этот вопрос и в отношении вселенной, и в человеческой истории в целом, и в отношении лично себя - зачем я живу? Мы можем какое-то время уходить от этого вопроса, но когда мы сталкиваемся с болью или испытаниями, он вновь стает перед нами, как в знаменитом монологе Гамлета, где он задается вопросом “быть или не быть?”- зачем продолжать жизнь и переносить все ее тяготы?

Человек легче переносит трудности, чем бессмысленность. Как говорил немецкий философ Фридрих Ницше: “тот, у кого есть, зачем жить, способен вынести любое как”. И на этот вопрос о смысле есть два ответа. Один дает атеизм. В атеистической картине мира вселенная полностью, радикально, стерильно бессмысленна. В ней, как прекрасно сказал Ричард Докинз, “нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”. Наше ожидание смысла есть иллюзия, на вопрос “для чего я здесь?” - не может быть ответа. Ни почему и ни для чего, мы просто возникли “из равнодушной бескрайности вселенной по воле случая”, как сказал другой известный атеист Жак Моно.

Проблема этого подхода (вернее, одна из его проблем) в том, что наша потребность в смысле - это тоже данные о вселенной. Во вселенной есть существа, озабоченные смыслом ее существования и просто игнорировать это значит проявлять интеллектуальную закрытость и нечестность. Если вы просто объявляете данные, которые не помещаются в вашу картину мира, иллюзией, ваша картина мира явно уязвима, и нам стоит поискать другую.

Другой ответ на вопрос о смысле дает христианство - мы ищем смысла, потому что он есть. Мы так созданы. Бог создал вселенную - и нас самих - с определенной целью. Эта цель невероятно блага и прекрасна. Она превосходит все, о чем мы можем помыслить. Её лучше всего передать словами “познать Бога и возрадоваться Ему во веки”, хотя эти слова, конечно же, неадекватны и недостаточны.

В мире и в нашей жизни нет ничего бессмысленного. Каждая минута зачем-то нужна, каким-то образом включена в огромный и непостижимо прекрасный замысел, которые откроется в свое время. Но уже сейчас мы можем отозваться на призыв того, кто является Автором замысла - обратиться к Нему, установить с Ним отношения, принять то, что Он открыл о Себе.
Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»
  Следующие 20 >>