анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Чему учит дистанционное образование?

Антон Лебедев, Саранск

Последние три месяца работа полностью перешла в дистанционный режим: Skype, Zoom со студентами, Viber и WhatsApp с коллегами и руководством. Активная работа с внутриуниверситетской электронной образовательной средой. Общение в церкви и с друзьями – тоже с использованием цифровых технологий. Походы в магазин и на краткую прогулку, а затем снова – к ноутбуку и наушникам с микрофоном.

Очевидно, что такие меры – вынужденные, связаны со стремлением ограничить массовые скопления людей. Хотя и от так называемой «самоизоляции» здоровье тоже может совсем не улучшиться – сидячий образ жизни и повышенная нагрузка на зрение и слух могут по факту навредить самочувствию не меньше, чем вирусы.

С другой стороны, опыт резкого перехода на дистанционное обучение сам по себе ценен. Из него я могу для себя извлечь несколько уроков. Может быть, они будут полезны и для вас.

Кто хочет учиться – будет учиться
Этот простой принцип становится ясным, если посмотреть на количество посещающих занятия и разнообразные онлайн-мероприятия – обычно (из моих наблюдений) их число примерно соответствует количеству посещавших ранее в офлайне. Конечно, у отдельных студентов бывают проблемы с интернетом или компьютером, но в целом – желающий ищет возможности, а не желающий – отговорки. Более того, у некоторых толковых студентов онлайн-обучение еще больше повышает мотивацию – им интересны новые форматы и удобнее электронная среда.

Цифровизация реальности
Переход на онлайн-работу оказался наиболее неудобным для неподготовленных людей. Оказывается, нужно уметь пользоваться социальными сетями, оперативно реагировать на все сообщения и электронные письма. Нужен стабильный выход в интернет и надежная техника, которая не будет постоянно перезагружаться и вылетать. Не всегда образовательные среды и учебные программы адаптированы под дистанционное образование. Заранее нужно было «подтвердить» свою регистрацию на портале Госуслуги, научиться пользоваться мобильным банком для перевода средств и так далее. Кроме того выяснилось, что многие документы и данные вовсе необязательно представлять на бумажном носителе с «мокрыми» печатями и подписями, а личное присутствие при передаче документов (ранее казавшееся обязательным) часто можно заменить письмом или телефонным звонком. Надеюсь, пандемия поможет сократить заполнение одних и тех же данных, которые можно вставить из какой-то единой базы и, в целом, документооборот для обычных граждан будет упрощаться.

Дом и работа в одном флаконе. Очевидно, что работа из дома имеет много преимуществ – более гибкий график, экономия сил, времени и средств на поездки, комфорт знакомого окружения. Но лично мне все же удобнее работать в обстановке, когда не отвлекают домашние дела и обитатели. Помимо прочего, рабочее место лучше настраивает на рабочий лад и дисциплинирует – здесь в неудобный момент не отключишь микрофон или камеру.

«Ничто не заменит мяса в колбасе» (с)
Коммуникацию в Интернете принято условно подразделять на «синхронную» (подразумевающую моментальный ответ и мгновенную реакцию – чаты, видеоконференции и онлайн-телефония) и «асинхронную» (электронная почта, проверка заданий через системы дистанционного обучения и так далее). Тем не менее, большинство коллег, очевидно, согласятся – ничто не заменит живого общения с преподавателем. Как Церковь, ее таинства, ее Богослужения, ее служение миру невозможно постоянно подменить никаким Интернетом (он может лишь временно восполнить какие-то элементы духовной жизни), так и «таинство» образования – живое общение с преподавателем предполагает обмен не только знаниями, но и эмоциональным опытом, самой «атмосферой» занятия. Проще говоря, преподаватель передает не только информацию, но и свою жизнь, посвященную предмету. Вот почему перспектива полного перехода на онлайн-обучение вызывает такую болезненную реакцию у многих – они понимают, что образование может стать искусственным, лишенным жизни, социального опыта, эмоциональных переживаний. Надеюсь, здесь обойдется без крайностей.
Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах

Опровергает ли эволюция "аргумент от замысла"?
  Следующие 20 >>