анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева

Игорь Попов, Москва

Традиция пасхального рассказа не стала такой же популярной, как святочный рассказ, и все же к нему часто обращались русские писатели. Этому жанру отдали должное и Федор Достоевский, и Антон Чехов, и Александр Куприн и даже Владимир Короленко. А Леонид Андреев так вообще начала свою литературную карьеру с пасхального рассказа.

У Леонида Николаевича Андреева были весьма своеобразные взаимоотношения с Церковью и христианством. На протяжении всего творческого пути писателя волновали вопросы веры истинной и веры ложной, фанатичной. С каждым новым произведением на эту тему его взгляды становятся все более неортодоксальными. Он помещает своих героев в мрачное пространство молчания и сомнений, словно пытается исследовать мучительное состояние духовного одиночества человека.

В повести «Жизнь Василия Фивейского» писатель обращается к древнему сюжету книги Иова. Но этот сюжет он переосмысливает в духе новейшего индивидуалистического бунтарства. Для Андреева главной правдой было одиночество человека перед небом и другими людьми, - одиночество, на которое каждый обречен с момента рождения. Эти взгляды автора близки к взглядам художников-экзистенциалистов. В повести ярко проявилась андреевская концепция личности: человек ничтожен перед лицом вселенной, не существует предопределенного, «высшего» смысла его жизни, мрачна окружающая его действительность.

Крушение веры человека, его постепенное отчуждение от мира людей и от религии Андреев воплощает в образе Василия Фивейского. Когда человек теряет веру, то остается только правда, но эту правду жизни не каждый может вынести и открыть новый смысл существования. Эти люди, по Андрееву, обречены на гибель духовную и физическую. Но почему им уготована такая участь? Общество не может принять правды, которая должна разрушить вековое мироустройство. Личность, посягнувшая на нерушимые основы мира людей, обречена на гибель и осмеяние.

А вот в рассказе «Елеазар» Андреев затрагивает тему бессмертия и воскресения. Это произведение имеет в своей основе библейский сюжет о чудесном воскресении Иисусом Христом Лазаря. Но Андреев опять переворачивает библейскую историю, словно пытается проникнуть в анатомию жизни и смерти. Рассказ начинается с того момента, когда Елеазар вышел живым из могилы, где провел три дня. Писатель считает, что человек не имеет никакого влияния на свою судьбу, он лишь слепо подчиняется чьей-то таинственной воле. Окружающими внезапное оживление мертвого воспринимается как великое чудо, не сразу люди замечают страшные перемены, произошедшие с Елеазаром.

Андреев рисует мрачные подробности портрета Елеазара, на котором смерть оставила свой неизгладимый след. Не только тело подверглось разрушительной работе смерти, изменился и нрав Елеазара. На смену прежней веселости и беззаботности пришли скука и молчание. Человек по сути своей рожден для созидания. И первое, что им двигает вера в вечную жизнь, которая будет в том, что человек оставит после себя. Елеазар Л.Андреева полностью разрушает надежду на вечное существование человека, опровергает истины христианской религии о жизни духа после смерти телесного начала. В рассказе человек теряет всякую веру в созидательную силу жизни, перед ним открывается занавес, который закрыт для живущих. Ощутив близость и неотвратимость смерти, люди лишаются жизненной силы, их удел - либо медленная смерть, либо безумие.

Но все же у Андреева не все так мрачно и полно страхов и одиночества. Хочу вернуть вас к его литературному дебюту — пасхальному рассказу «Баргамот и Гараська», опубликованному в газете «Курьер» 5 апреля 1898 года. Андреев не просто сумел в нем создать удивительно точные образы героев, но и передать саму суть праздника Пасхи.

В центре рассказа два героя — городовой Баргамот и местный пьяница Гараська. Настоящее имя Баргамота – Иван Акиндиныч, у него есть жена и дети, окружающие называют его «мастадонтом» из-за его «непомерной силищи» и богатырской внешности и относятся к нему с уважением. О Гараське же рассказано совсем мало. Он ведет разгульный образ жизни, постоянно пребывает в нетрезвом состоянии. Встретив Гараську, Баргамот ведет его в участок. По дороге тот пытается вынуть из кармана яйцо, которым он хочет похристосоваться с городничим, но падает и разбивает его.

Он с ужасом представляет, что бы чувствовал, если бы разбилось мраморное яичко, приготовленное для Ванюшки, его единственного сына, и становится «жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный». Баргамот ведет его к себе домой, где жена городничего угощает героя ужином. И Гараська начинает плакать, потому что жена полицейского называет его по отчеству.

Очень простая история, в которой Андрееву удается рассказать не просто частный случай из жизни полицейского и нищего. Писатель, говоря о полицейском, пишет что душа его «была погружена в богатырский сон». Из этого сна накануне Пасхи его выводит лишь милосердие по отношению к городскому пьянице. А Гараська преображается только благодаря тому, что ему вернули уважение, увидели в нем человека.

Очень точный диагноз ставит писатель в коротком рассказе. Многие люди просто продолжают жить, не осознавая, что лишь пребывают в каком-то странном летаргическом сне, из которого мы можем выйти лишь увидев в другом своего «брата обиженного».
 
 
Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева

Пасхальные чтения. Амброз Бирс – по ту сторону жизни

Пасхальные чтения. Библия Просвещения

Испытания Клайва Льюиса

Почему Мессия еще не покончил с войнами?

Простыми словами

Новая жизнь палача

Религия - причина нетерпимости?

Могут ли обрести спасение добродетельные нехристиане?

Учит ли Библия жестокостям?
  следующие 20 >>