анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Логическая непоследовательность атеизма

Сергей Худиев, Москва

В сети я подписан на несколько атеистических сообществ. По большей части они публикуют хлесткие демотиваторы - картинка и два-три предложения. Иногда это просто грубые шутки, но иногда они наводят на размышления. Недавно мне попался такой: “По прежнему остается открытым вопрос - поведение, в основе которого лежит страх перед божественным наказанием, это нравственность или просто трусость?”

Слова приписаны известному антропологу Маргарет Мид, но в интернете трудно быть уверенным в правильной атрибуции цитат. Впрочем, авторство не так важно - важна сама идея. Человек, который удерживается от зла, исходя из своего нравственного характера, убеждений, ценностей - определенно лучше того, кто удаляется от зла только из-под палки, по страху наказания.

Идея вполне библейская. Христос говорит: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан.14:15). Отвращаться от зла со страху лучше, чем не отвращаться от него вообще. Но для зрелого христианина Библия предлагает другую мотивацию - любовь и благоговейное почтение к Спасителю.

Но можно ли использовать эту идею для поддержки атеизма? Как раз нет, с атеизмом она несовместима. Она подразумевает существование определенных моральных истин. Существует подлинное добро, и мы обязаны избирать его. Существует зло, и мы обязаны удаляться от него. Быть подлинно нравственным человеком - это значит удаляться от зла и творить добро свободно, а не из-под палки. Трусость - позорное качество, а способность твердо стоять за истину - напротив, похвальное.

Проблема в том, что в атеистической картине мира все это - бессмысленный набор букв. Если Бога нет, никаких моральных истин не существует.

В самом деле, говоря о чем-то “это - истина”, мы имеем в виду, что это соответствует реальным, подлинным фактам, которые существуют на самом деле. “Волга впадает в Каспийское море”. Она туда действительно впадает, нравится нам это или нет, таково реальное положение дел. Оно не зависит от наших желаний, мы не приняли его голосованием - оно просто таково в реальности.

В христианской картине мира существуют моральные истины, так как мы созданы Богом с определенной целью. У нашей жизнь есть смысл и предназначение, одни поступки соответствуют этому предназначению, другие - нет. Человек создан быть добрым, честным и любящим, а вот быть жадным, злым и трусливым - значит предавать свое предназначение. Это, как и “Волга впадает в Каспийское море” - факты о реальности.

Но если Бога нет, мы никем не созданы, никакого смысла и предназначения в нашей жизни нет - никаких моральных истин не существует. Есть только предпочтения людей и их групп. Мы только можем сказать, что одни люди одобряют одно, а другие - другое. Кто из них прав? Это бессмысленный вопрос. В мире без Бога не существует никакой объективной моральной реальности, с которой мы могли бы сопоставить наши суждения.

Сама фраза “лучше поступать по искреннему убеждению, чем из под палки” в таком мире лишена смысла. В нем просто нет какого-то подлинного, не зависящего от наших предпочтений “лучше” или “хуже”. Как сказал известный Ричард Докинз: “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели. ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”.

Невозможно говорить о моральных истинах, оставаясь последовательным атеистом. Конечно, атеист может быть честным, добрым, нравственным человеком, остро переживающим добро и зло. Только в таком случае он не может быть логически последовательным.
 
 
Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль

Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?
  следующие 20 >>