Почти всегда, когда я упоминаю первородный грех, я слышу что-то вроде этого: «Почему христианство учит, что все люди грешны? Ведь если внушать людям, что они свиньи - они и будут вести себя, как свиньи».
Во-первых — и это очень важно — учение о первородном грехе не говорит, что люди — свиньи. Оно говорит, что люди — наследные принцы творения, созданные по образу Божию для немыслимой радости, красоты и славы, для жизни вечной и блаженной. Христианство, таким образом, открывает нам наше подлинное предназначение, на фоне которого наше нынешнее состояние оказывается очевидной катастрофой.
Как сказал Г.К.Честертон: «Если правда (как оно и есть), что человек может получать изысканное наслаждение, сдирая шкуру с кошки, то приходится отрицать либо Бога, как атеисты, либо нынешнюю близость Бога и человека, как христиане».
Во-вторых, как показывает опыт, именно люди, уверенные, что с ними все в порядке, что они-то — безупречные праведники - склонны более всего вести себя самым ужасным образом. Закоренелые преступники, отбывающие огромные сроки за тяжкие преступления, уверены, что они-то — хорошие люди. Их спровоцировали жертвы, преследовало общество, предали друзья, а они ни в чем не виноваты. Страшных тиранов, которые принесли смерть и горе многим миллионам людей, как раз отличала сияющая уверенность в своей исторической правоте.
Важный шаг к нравственному здоровью — это признание своей склонности грешить и заблуждаться, поддержание внутренней бдительности перед лицом своих греховных порывов. «Нет, это у меня не благородное негодование и жажда справедливости — это просто гнев и ненависть». «Нет, это не праздник такой великий, это у меня болезненное желание выпить». «Нет, это не соседи такие уроды, это я не люблю ближних».
Это похоже на то, как человек с тяжелой хронической болезнью должен осознавать, что он болен, что ему не следует делать некоторых вещей — например, есть определённые виды пищи, так как это вызовет обострение. Если он об этом забудет, ему станет хуже. Так и любой человек должен избегать ситуаций, которые провоцируют его на грех.
В-третьих, признание нашего греха — и отдельных греховных поступков, и нашей общей испорченности — возвращает нам контроль над нашей жизнью. Если в наших бедах виноваты все кроме нас (обстоятельства, другие люди) — мы ничего не можем с этим поделать. У нас нет никакой власти над поведением других людей. Если причина наших бед — в них, наше положение безнадежно. Но если мы признаем, что сами определяем свою жизнь — мы можем искать помощи Божией в том, чтобы ее исправить, а это — необходимый шаг, для того, чтобы что-то изменить к лучшему.