анонсы статьи
новости
14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль

16.11.2023
Национальный молитвенный завтрак

9.11.2023
Впервые за 60 лет в Израиле найдены фрагменты библейских рукописей
РЕЦЕНЗИЯ На рукопись книги «Лидерство и миссия христиан на работе: перспективы, исследования и рекомендации» А. И. Негрова и А. Э. Белова

Антон Лебедев, Саранск

Вопросы христианской трудовой этики так или иначе всегда находились в фокусе протестантского учения. Реформация как движение провозгласило пять «Sola», среди которых – «Soli Deo gloria» («только Богу слава»). Христианин, согласно этому принципу, - это не столько отрешенный от жизни человек, сколько активный преобразователь бытия, через которого Сам Господь упорядочивает творение и направляет историю, являя Свою славу. Жизнь верующего становится Богослужением и приобретает осмысленность и ясную цель – явить Божьи качества в своей каждодневной деятельности. Недаром до сих пор в массовом сознании протестантизм часто рассматривают в веберовском духе – как учение о предпринимательстве и добросовестном труде. О непротиворечивости духовности и практической этики очень точно подметил известный протестантский богослов и философ Альберт Швейцер: «нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность». Действительно, когда Священное Писание говорит о деятельности христианина ради славы Божьей, оно часто упоминает не только церковную активность или дела милосердия, но и простые ежедневные занятия: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). Труд не является проклятием грехопадения - даже в райском состоянии труд не исчезает, но Адам дает имена творению, осмысливая таким образом действительность. К сожалению, многими евангельскими христианами жизнь до сих пор воспринимается дуалистично – есть церковь («Божье Царство»), а есть враждебный внешний мир; нахождение в нем, и, тем более, труд считается за нечто вынужденное, лишь дающее средства для пропитания. Распространены рассуждения о нежелательности «карьеризма», «излишней учености», «мирской мудрости» и проч. Соответственно, профессиональный и квалифицированный труд часто находит свое признание, к сожалению, только вне общины.

Другой проблемой является недостаток евангельской литературы по этой тематике на русском языке. Эту лакуну и призвана восполнить данная книга, которая содержит ценный теоретический и практико-эмпирический материал по данной проблематике.

Первая глава посвящена теоретическим и практическим вопросам лидерства, христианской миссии, призвания человека, связи веры и труда, духовности на рабочем месте. Читатель найдет здесь библейско-богословское обоснование сущности труда и его «миссиологичности», отсылки к работам известных отечественных и западных богословов, философов, культурологов прошлого и настоящего. Особый интерес представляет цитирование некоторых изданий, которые еще не опубликованы на русском языке. Анализируются и новые труды в этой сфере – в частности, довольно популярная среди современных евангельских верующих книга Т. Келлера и К. Л. Олсдорфа «Зачем работать? Великие Библейские истины о вашем деле». Также присутствует и исторический обзор отношения к трудовой этике со стороны протестантских служителей прошлого. Упоминаются и светские научные источники, что позволяет говорить о академическо-богословской диалогичности. Одну из ведущих ролей авторы отводят вопросам лидерства и руководства на рабочем месте на основании христианских принципов.

Во второй главе подробно представлены результаты исследований, касающихся феномена лидерства в евангельской среде Евразии и воззрений молодых верующих по вопросам взаимосвязи веры, труда и христианской миссии на рабочем месте. При этом предлагаемые теоретические выводы и практические рекомендации – это плод интервьюирования и анкетирования около 3000 евангельских верующих Евразии. По словам авторов, две трети из них на момент участия в исследовании были представителями молодежи. Таким образом, результаты исследования носят эмпирический, детальный и максимально приближенный к действительности характер, представляя собой своего рода «срез» восприятия трудовой этики среди евангельских христиан постсоветских стран. Далее предпринимается успешная попытка сравнительного анализа результатов онлайн-анкетирования, респонденты классифицируются по регионам, образованию и другим критериям. В заключении авторы делают следующий вывод: «конструктивных ответов по взаимосвязи веры и труда оказалось меньше, чем настораживающих, что указывает на важность осмысления данного вопроса, дабы снаряжать верующих для более полного раскрытия своего потенциала на благо Церкви и общества, а также расширения Божьего Царства в целом, в том числе через труд».

Цель третьей главы - кратко описать различные стороны организационного лидерства, раскрыть некоторые точки зрения и предложить базовые рекомендации, которые могут оказаться полезными для христиан, стремящихся к осуществлению христианской миссии на работе. Материал представлен в краткой и доступной форме, после представления каждой темы даны практические советы и вопросы для дальнейшего обсуждения, которые могут быть использованы в дискуссиях в целевых группах. Рассмотрены вопросы брендирования, социальной ответственности бизнеса, создания команды, волонтерства, конкуренции и партнерства, финансового контроля и психологических типов личности.

В целом, исследование можно охарактеризовать как серьезный труд, закладывающий фундаментальные и практические основы учения о труде на постсоветском евангельском пространстве. Авторами подняты многие вопросы, которые, безусловно, нуждаются в дальнейшей разработке и осмыслении; но по нашему убеждению, работа и сегодня уже вносит немалый вклад в осмысление данной проблематики.

Позволим себе высказать несколько пожеланий. С нашей точки зрения, информация в третьей главе представлена несколько фрагментарно, без четких переходов между разными темами. Кроме того, теоретические посылки, практические рекомендации и даже подзаголовки в разных главах подчас повторяют друг друга (например, «христианин на рабочем месте»). Некоторые мысли также повторяются в третьей главе, хотя уже подробно были проанализированы в первой и во второй частях работы. По нашему мнению, подобные повторы кажутся избыточными, некоторые параграфы работы можно было бы объединить (или более четко отделить друг от друга тематически). К сожалению, пока не удалось ознакомиться с заключением к работе, где были бы суммированы результаты и обозначены дальнейшие перспективы исследования. Впрочем, данные замечания носят рекомендательный характер и никоим образом не уменьшают значимости труда авторов. Работа может быть рекомендована к изданию и дальнейшему использованию как в церковном, так и в светском контекстах.

Публикация книги запланирована на осень 2017 года
Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной

Христианство всегда противостояло прогрессу?
  Следующие 20 >>