анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
«Мне ни в чем не надо половины...» Памяти Евгения Евтушенко

Игорь Попов, Москва

Таким я его и запомнил. Невероятно обаятельным, молодым, энергичным. Он читал свои стихи, словно жонглер, балансируя над залом и запуская в слушателей строками. В его памяти фантазии переплетались с реальностью и становились легендами великого поэта. И в эти легенды нам хотелось верить. А как не поверишь? Ведь перед нами стоял Евгений Евтушенко.

Сегодня, 1 апреля 2017 года, его не стало. Говорить о том, что с его смертью ушла эпоха банально. Евтушенко и сам был эпохой и творцом легенд. Он был разным. Противоречивым, страстным, полным обид и страстей, он был живым, из плоти и крови. При жизни принято было судачить о нем, вспомнить цитаты современников (и не каких-нибудь, а не меньше, чем Бродский или Тарковский). Таким и должно быть поэту — он сам словно стоит между времен, воплощая в своем творчестве, да и жизни всю противоречивость эпохи, в которую жил.

Евгений Александрович Евтушенко родился в городе Зиме Иркутской области 18 июля 1932 года. Его отец, прибалтийский немец по происхождению, Александр Рудольфович Гангнус, был поэтом-любителем. Мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, была геологом, актрисой, заслуженным деятелем культуры. Вся жизнь поэта с самого рождения была связана с переменами, что отражается в стихах. После возвращения в 1944 году в Москву из эвакуации мама дала сыну свою девичью фамилию. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933. По отцовской линии Евгений Александрович был внуком известного советского педагога-математика Рудольфа Вильгельмовича Гангуса.

С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая сына чтению. И Женя очень быстро сам стал выбирать книги, запоем читая Дюма, Сервантеса и Флобера. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Бориса Пастернака. А мать, будучи солисткой театра им. Станиславского, часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к Жене приходили Белла Ахмадулина (она стала позже его первой женой), Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов.

Писать стихи он стал довольно рано. Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение было опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 год Евтушенко учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Исключен за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». А вот диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году. В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего». В 1952 году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

Кроме стихов Евгений Александрович начинает писать и прозу. Первое произведение «Четвертая Мещанская» было опубликовано в 1959 году в журнале «Юность», позже в свет вышел второй рассказ «Куриный бог». Свой первый роман «Ягодные места» Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, «Не умирай прежде смерти», через одиннадцать лет.

Период с 1950-го по 1980-е годы — время поэтического бума, когда огромной популярностью пользовались поэты Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский и, конечно, Е. Евтушенко. Их выступления собирали огромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной. В последующие годы Евтушенко печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность - «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие Евтушенко. Строки из стихотворений Евтушенко «уходят в народ». Например, первые строки из вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Это и отличает творчество Евтушенко — страстная убежденность в важности миссии поэта. В важности поэзии вообще.

Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне – дай все небо! Землю всю положь!
Моря и реки, горные лавины
Мои – не соглашаюсь на делёж! Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.
Всё полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, где продолжает активно работать и писать: там он читает курсы русской поэзии в местных университетах, продолжают выходит сборники стихов. За время его творческой жизни было издано более 130 книг, а его произведения перевели на 70 языков мира.

Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Евтушенко номинировался на Нобелевскую премию по литературе, был лауреатом Государственной премии СССР и премии «Тэфи». Поэт награжден «Знаком Почета» и медалью «За заслуги перед Отечеством» - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko.

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко «Бабий Яр» композитор Дмитрий Шостакович создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: «Бабий Яр» издан на семидесяти двух языка мира. Евгений Александрович начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и Юрий Саульский.

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к фильму «Я - Куба», которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнетом. В картине Саввы Кулиша «Взлет» поэт исполнил главную роль Константина Циолковского. Кинокартина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм «Детский сад», где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма «Похороны Сталина».

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни Евгений Евтушенко умер. Поэт скончался в клинике США, куда был госпитализирован 31 марта в тяжелом состоянии. Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут. В последние годы он тяжело болел. Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с Борисом Пастернаком.

Сухие строки биографии на самом деле лишь повод увидеть настоящую биографию поэта. А она становится реальностью лишь в его творчестве. И эта мистерия заставляет нас спорить с поэтом, соглашаться, погружаться в его миры и читать вслух его стихи. Итальянский поэт Джакомо Леопарди считал, что поэты делятся на пророков и мыслителей. Евтушенко был тесен терновый венец пророка. Но его стихи невозможно читать, не проникаясь страстной интонацией. Они словно сами вскакивают на кафедры и обретают молодую плоть проповедников.

Проклятье века — это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот.
Поспешно пьют, поспешно любят,
и опускается душа.
Поспешно бьют, поспешно губят,
а после каются, спеша.
Но ты хотя б однажды в мире,
когда он спит или кипит,
остановись, как лошадь в мыле,
почуяв пропасть у копыт.
Остановись на полдороге,
доверься небу, как судье,
подумай — если не о Боге —
хотя бы просто о себе.

И мы продолжаем читать его стихи, сочинять песни, говорить фразы «как сказал кто-то из поэтов». И в этих наших неуклюжих попытках сохранить память слова сами творят новую реальность, вопреки приходящему с опытом неудач и горького опыта жизненному пессимизму. Так рождаются и уходят легенды. Но я уверен, что жизнь поэта продолжается и утверждается в его стихах. А об остальном судит и знает лишь Господь.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>