анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Смертная казнь

Антон Лебедев, Саранск

В начале второго семестра со студентами дошли до темы «Смертная казнь – за или против» (“Capital Punishment – For and Against”). В таблице с аргументами «за» и «против» были, среди прочих, и цитаты из Писания (да-да, в обычном светском учебнике юридического английского!). Причем, что интересно, библейские истины присутствовали в обеих колонках, для обоснования противоположных позиций – «око за око» и «не убий», «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» и «любите врагов ваших»… Если колонку «против» студенты еще как-то поняли (в конце концов, учение христианства у многих ассоциируется со всепрощением и безусловным милосердием), то цитатам из Ветхого Завета в защиту смертной казни будущие юристы были откровенно удивлены – оказывается, Священное Писание довольно сурово подходит к преступникам. Действительно, смертная казнь в Моисеевом Законе предписывалась не только за тяжкие (по сегодняшним меркам) уголовные преступления, но и за такие «проступки», как неуважение к родителям, прелюбодеяние, колдовство и несоблюдение субботы. Сам способ казни – чаще всего побиение камнями – указывал на всеобщее осуждение общества, ведь не было ясно, кто бросил последний, «смертельный» камень. Казнь, таким образом, исходила от Бога и поддерживалась теократическими властями, сводя на нет личную кровную месть, столь распространенную у окружавших Израиль народов.

Даже Новый Завет не дает однозначного основания утверждать, что государство не имеет права наказывать преступников, вплоть до применения смертной казни. Иоанн Креститель и Иисус Христос не осуждают воинов, а Апостол Павел прямо говорит, что начальствующий не напрасно носит меч для наказания нечестивых. Да, смерть Христа освобождает от ненависти, обиды и личной мести. Однако государство от имени общества (разумеется, в идеале) должно защищать законопослушных граждан всеми возможными способами. Представитель правоохранительных органов и системы исполнения наказаний – не руководствующийся личными мотивами простой человек, а представитель власти, беспристрастно (опять же, в идеале) отправляющий правосудие.

Таким образом, вопрос смертной казни идет дальше чисто библейской экзегетики и затрагивает вопросы культуры, традиции, этики и, самое главное, целесообразности и результативности. Сторонники утверждают, что за особо тяжкие преступления должна наступить должная кара и нечестивец не должен жить за счет налогоплательщиков, имея гипотетическую возможность сбежать и продолжить совершать беззакония.

С другой стороны, христианская нравственность учит нас, что целью любого наказания является исправление, а не возмездие. Благодать исцеляет и преображает личность, что должно стать и целью правосудия. Во «время благоприятное» и «эру Духа» человечество в каком-то смысле «взрослеет» и отказывается от простой логики «преступление-наказание». Криминологи утверждают, что смертная казнь ожесточает нравы, радикализует потенциальных преступников («пан или пропал») и не достигает своей цели – сделать общество безопаснее. Высок риск судебных ошибок, которые становятся необратимыми. Вспоминаются герои фильма «Зеленая миля» (с Томом Хэнксом в главной роли), которые, будучи христианами, вынужденно казнят формально «виновного».

Так что отношение к такому неоднозначному вопросу не может быть простым. Очевидно, что в исключительных случаях и экстремальных ситуациях преступник должен лишаться жизни. Но стоит ли делать это в судебном порядке – вопрос, на который каждое общество отвечает для себя. И общая тенденция к снижению или полной отмене смертной казни как бы подсказывает ответ.
 
эдуард27.2.2017
А может ли христианин сам работать палачом?
Николай Николаевич Калугин (Брянск)26.2.2017
Апостол Павел написал: что он носит для наказания за грех, а это может подразумевать вплоть до смертной казни
сергей (хайфа)21.2.2017
Общая тенденция к отмене подсказывает ответ. Без "как бы" .
 
Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева

Пасхальные чтения. Амброз Бирс – по ту сторону жизни

Пасхальные чтения. Библия Просвещения

Испытания Клайва Льюиса

Почему Мессия еще не покончил с войнами?

Простыми словами

Новая жизнь палача

Религия - причина нетерпимости?

Могут ли обрести спасение добродетельные нехристиане?

Учит ли Библия жестокостям?
  следующие 20 >>