анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Смертная казнь

Антон Лебедев, Саранск

В начале второго семестра со студентами дошли до темы «Смертная казнь – за или против» (“Capital Punishment – For and Against”). В таблице с аргументами «за» и «против» были, среди прочих, и цитаты из Писания (да-да, в обычном светском учебнике юридического английского!). Причем, что интересно, библейские истины присутствовали в обеих колонках, для обоснования противоположных позиций – «око за око» и «не убий», «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» и «любите врагов ваших»… Если колонку «против» студенты еще как-то поняли (в конце концов, учение христианства у многих ассоциируется со всепрощением и безусловным милосердием), то цитатам из Ветхого Завета в защиту смертной казни будущие юристы были откровенно удивлены – оказывается, Священное Писание довольно сурово подходит к преступникам. Действительно, смертная казнь в Моисеевом Законе предписывалась не только за тяжкие (по сегодняшним меркам) уголовные преступления, но и за такие «проступки», как неуважение к родителям, прелюбодеяние, колдовство и несоблюдение субботы. Сам способ казни – чаще всего побиение камнями – указывал на всеобщее осуждение общества, ведь не было ясно, кто бросил последний, «смертельный» камень. Казнь, таким образом, исходила от Бога и поддерживалась теократическими властями, сводя на нет личную кровную месть, столь распространенную у окружавших Израиль народов.

Даже Новый Завет не дает однозначного основания утверждать, что государство не имеет права наказывать преступников, вплоть до применения смертной казни. Иоанн Креститель и Иисус Христос не осуждают воинов, а Апостол Павел прямо говорит, что начальствующий не напрасно носит меч для наказания нечестивых. Да, смерть Христа освобождает от ненависти, обиды и личной мести. Однако государство от имени общества (разумеется, в идеале) должно защищать законопослушных граждан всеми возможными способами. Представитель правоохранительных органов и системы исполнения наказаний – не руководствующийся личными мотивами простой человек, а представитель власти, беспристрастно (опять же, в идеале) отправляющий правосудие.

Таким образом, вопрос смертной казни идет дальше чисто библейской экзегетики и затрагивает вопросы культуры, традиции, этики и, самое главное, целесообразности и результативности. Сторонники утверждают, что за особо тяжкие преступления должна наступить должная кара и нечестивец не должен жить за счет налогоплательщиков, имея гипотетическую возможность сбежать и продолжить совершать беззакония.

С другой стороны, христианская нравственность учит нас, что целью любого наказания является исправление, а не возмездие. Благодать исцеляет и преображает личность, что должно стать и целью правосудия. Во «время благоприятное» и «эру Духа» человечество в каком-то смысле «взрослеет» и отказывается от простой логики «преступление-наказание». Криминологи утверждают, что смертная казнь ожесточает нравы, радикализует потенциальных преступников («пан или пропал») и не достигает своей цели – сделать общество безопаснее. Высок риск судебных ошибок, которые становятся необратимыми. Вспоминаются герои фильма «Зеленая миля» (с Томом Хэнксом в главной роли), которые, будучи христианами, вынужденно казнят формально «виновного».

Так что отношение к такому неоднозначному вопросу не может быть простым. Очевидно, что в исключительных случаях и экстремальных ситуациях преступник должен лишаться жизни. Но стоит ли делать это в судебном порядке – вопрос, на который каждое общество отвечает для себя. И общая тенденция к снижению или полной отмене смертной казни как бы подсказывает ответ.
 
эдуард27.2.2017
А может ли христианин сам работать палачом?
Николай Николаевич Калугин (Брянск)26.2.2017
Апостол Павел написал: что он носит для наказания за грех, а это может подразумевать вплоть до смертной казни
сергей (хайфа)21.2.2017
Общая тенденция к отмене подсказывает ответ. Без "как бы" .
 
Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль

Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?
  следующие 20 >>