анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Слишком дорогая цена

Игорь Попов, Москва

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Судья"
В искусстве нет абсолютов. Утверждение спорное и все же. Нет шедевров мирового искусства, которые бы полностью всех удовлетворяли и у всех вызывали восхищение и восторг. Мы всегда вторгаемся в хрупкое пространство интерпретаций с безапелляционностью подростков, вынося «справедливый» суд труду художника. И чем больше мы критикуем и спорим, тем яснее становится, что произведение искусства задевает какие-то очень важные для нас душевные струны. Настолько важные, что мы не в силах в этом признаться даже самим себе.

Фильм «Судья» (The Judge) американского режиссера Дэвида Добкина вышел на российские экраны осенью 2014 года. Успех фильму был обеспечен великолепным актерским составом. Можно просто назвать фамилии актеров, сыгравшим в фильме основные роли и становится все предельно ясно – Роберт Дювалл, Роберт Дауни (младший), Винсент Д’Онофрио, Билли Боб Торнтон. Премьеру я пропустил, поэтому пришлось довольствоваться DVD. И сразу же скажу, что это настоящее «зальное» кино, которое нужно смотреть в удобном кресле кинотеатра, наслаждаясь большим экраном и хорошим звуком. Но это не масштабный приключенческий фильм с навороченными спецэффектами, это хорошо снятая и неглупая семейная драма, которая заставляет тебя думать о вопросах болезненных и неприятных.

Итак, главный герой фильма Хэнк Палмер (Роберт Дауни) - успешный адвокат, красивый, красноречивый и удачливый. Он выигрывает любое дело, для него не важны средства – главное результат. На зависть соперникам у него есть все, о чем мечтает житель мегаполиса – шикарный дом, шикарная автомашина, семья. Только вот… Не так все и идеально – друзей нет, семья разваливается, а со своим отцом он не общался уже много лет. Это многолетнее молчание нарушает смерть матери, вынуждающая Хэнка поехать на похороны и окунуться в атмосферу своего детства.

Узнав о смерти матери, он возвращается в родной город, который покинул сразу же после школы. Хэнк собирался уехать из захолустья на следующий же день, но арест отца и подозрение в убийстве заставляют его задержаться и столкнуться с прошлой жизнью лицом к лицу.

Бывают такие фильмы, которые кажутся понятными и предсказуемыми. Ты себя считаешь проницательным критиком, который все штампы знает заранее и, снисходительно улыбаясь, поясняешь профанам как все тут понятно и ясно. Вот тут ты и попадаешься на удочку своей собственной гордыни.

Фильм «Судья» - это не просто семейная или юридическая драма. Это настоящее честное кино о забытых, но очень важных ценностях. Хэнк Палмер не может примириться со своим отцом, которого сыграл гениальный американский актер Роберт Дювалл. Персонаж Дауни словно специально создан для актера – бунтарь, красавец, циник. Все это мы уже видели в его исполнении. Но не все так просто. Противостояние с собственным отцом делает его беззащитным, потому что это игра не по его правилам. Но самое важное – ему нужно снова вернуться к отношениям сына и отца, чтобы достичь результата, а это оказывается самым сложным делом в его жизни.

Это очень камерное, актерское кино. Никаких погонь, драк, но это не значит, что оно статично. Фильм смотрится на одном дыхании именно потому, что в нем важна внутренняя динамика, конфликт между героями, абсолютная их обнаженность, к которой герои не были готовы.

Фильм настолько многоплановый, что не отпускает тебя даже после того, как ты заканчиваешь его смотреть. Ты все время возвращаешься к сюжету, прокручиваешь сцены, вспоминаешь слова героев. Говорить о темах, которые поднимает фильм, можно долго и много. Кино очень многожанровое. Я все время думал, что оно мне напоминает. И потом понял – жизнь. Там все как в жизни – драма соседствует с комическим, ненависть с любовью, несправедливость с щедростью. Всего довольно и всего ровно столько, чтобы понять из каких полутонов состоит наша жизнь.

Хэнк не просто уезжает из дома, он убегает из него. Суровый отец, воспитывающий сыновей с библейской строгостью, не может простить сыну ошибки. Но позволяет ее совершить другому человеку, видя в нем собственного сына. Сын всю жизнь пытается заслужить любовь строгого отца, понимает, что только в его любви и нуждался все это время. Он ведь не просто закончил престижную юридическую школу – он был там лучшим.

На самом деле фильм не просто говорит о проблемах отцов и детей, он поднимается до библейской притчи, а какой - каждый сам должен решить. Хэнк начинает защищать своего отца и понимает, что не может делать это так, как делал раньше – никаких запрещенных приемов, манипулирования и ударов ниже пояса. Отец, всю жизнь проработавший судьей в городе, оказавшись сам на скамье подсудимых, остается все тем же суровым, но справедливым судьей. Но судьей самого себя.

Для меня самой тяжелой была линия болезни отца. Хэнк узнает, что отец болен раком в последней стадии, именно отсюда у него странная потеря краткосрочной памяти, странность в поведении. Он долго не мог решиться познакомить свою дочь с суровым дедушкой, долго готовил ее к этому «испытанию», но к своему удивлению Хэнк видит, как старый судья Палмер превращается в заботливого и нежного дедушку, в которого внучка влюбляется сразу.

Самой пронзительной сценой для меня была сцена, когда главный герой моет отца в ванной после сеанса химиотерапии. В этой сцене столько правды, столько честности и… столько нежности, что словами это трудно передать. Талант Роберта Дювалла раскрывается в фильме на все 200 процентов. Самые сложные сцены он играет с такой пронзительной простотой, что ни разу не приходит мысль о наигранности.

Сын, так долго считавший веру атрибутом консервативного воспитания, встает перед вопросом, который он постоянно гнал от себя, прикрываясь маской циника. Лишь смерть матери, и болезнь отца заставляют его честно посмотреть на самого себя и снова задаться вопросом о вере в Бога. И это не выглядит наигранным или лишним.

Однажды Хэнк спрашивает своего отца о том, кого он считает самым великим юристом. Отец рассказывает про старого юриста, у которого работал, когда только закончил юридическую школу. Хэнк изо всех сил старается защитить своего отца. Вы, конечно, понимаете как заканчивается судебный процесс? Не буду открывать вам секрета, посмотрите фильм сами.

Но самой важной сценой в фильме я считаю последний разговор отца и сына. Та самая сцена, когда отец говорит Хэнку слова: «Ты. Ты меня спрашивал, кого я считаю самым великим юристом, которого я знаю. Самый великий юрист, которого я видел в своей жизни – это ты». И вот тогда ты понимаешь, как тяжело далось прощение обоим. Пускай в последние мгновения жизни, отец и сын смогли признаться друг другу, как они были нужны все это время, как страдали друг без друга, какая жуткая пропасть не прощения, злобы, непонимания их разделяла.

Конечно, банально говорить о том, как важно прощение. Все это по умолчанию знают, но от этого знания прощение не становится легким. Здесь вообще нет готовых рецептов. Рецепт может быть только один – пройти весь этот путь самому. Отец и сын Палмеры долго шли к своему воссоединению. Каждый из них совершил те роковые ошибки, о которых трудно вспоминать и трудно признавать. Но именно этот негативный опыт, в конце концов, позволил им перешагнуть через свою гордость, боль, страх и сделать неумелые шаги навстречу друг другу. Если угодно, то это и есть настоящее смирение – оно такое неумелое, несмелое, трудное, непонятное, но именно оно позволяет нам в итоге дышать полной грудью.

Исповедь отца происходит в зале суда. И это еще одна великолепная библейская аллюзия. Отец сам произносит приговор, являясь своим самым строгим обвинителем. И именно там он обретает свободу и дает свободу своему сыну, строгим и немилосердным судьей которого был многие годы.

«Судья» - это фильм о том, что такое семья и через какие завалы глупости, обид, боли и страха приходится пробираться к любви и искренности. Это фильм о том, как важен второй шанс для каждого из нас, иначе может быть слишком поздно. Но это и фильм о том, что не дети должны находить в себе силы сделать первый шаг – это миссия родителей. Понимание и принятие покупается слишком дорогой ценой, иногда ценой человеческих жизней. И это уже не кино, а правда нашей жизни. И как же важно иметь возможность честно рассказать друг другу о том, что терзает нас, что приносит нам боль, не умалчивая и стыдливо не пряча это в самые глубокие тайники нашей души. У отца и сына Палмеров это получилось ценой боли и потерь, надеюсь, получиться у нас, иначе зачем еще снимать такое кино?