анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
О возмущении и посте

Сергей Худиев, Москва

Со словом «аскетика» у нас обычно ассоциируются изможденные лица, бесформенные одеяния, люди, препоясанные веревками, бдения и посты. Это отчасти верно, но не это главное. Аскетика — это наука внутреннего преображения и телесные подвиги тут могут быть полезны, но лишь как средство, а не как цель. Гораздо больше места учителя-аскеты уделяют помыслам.

И одна из вещей, которую они постоянно говорят — это «не верь себе». Мы находимся в культуре, которая постоянно призывает «верить своему сердцу». Серьезный духовный опыт говорит об обратном — доверять себе не надо, надо постоянно трудиться над тем, чтобы «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5). Потому, что стихийно, «по умолчанию», мы склонны нестись куда-то далеко прочь от пути спасения. В аскетической литературе помыслы сравниваются с ворами, которые приходят, чтобы обворовать христианина.

И это особенно бросается в глаза, когда речь идет о помысле, наиболее активно демонстрируемом в социальных сетях — помысле гнева, возмущения и праведного негодования. Люди часто полны возмущения. Правда, это возмущение обращено на разные цели — чаще всего это зависит от политических симпатий человека.

Возмущение — очень опасное состояние, особенно справедливое. Человек может предъявить в оправдание своего гнева что-то действительно и несомненно плохое, какое-то зло и беззаконие, а потом гнев уже живет своей жизнью, как пожар, питаясь чем угодно — пропагандой, слухами, "утками". Способность критически мыслить, сопоставлять разные точки зрения, оценивать, отключается. Более того, в ней видится то-то изменническое, что-то противное ослепительной праведности нашего гнева.

И тут бывает иногда полезно посмотреть на человека, полного столь же праведного негодования, но "с другой стороны". Для меня ясно, что этот несчастный человек находится в полном помрачении и не видит очевидных вещей. Но ведь для тех, кто видит мое негодование со стороны, столь же очевидно, что это я в помрачении. А для ангелов Божиих, которые видят со стороны нас обоих, видно, что мы оба в помрачении. И вот помысел «праведного возмущения» нужно просто отбросить пока он не превратился в пожар, сжигающий душу.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>