Стоит заглянуть в социальные сети, как в глаза бросается одно психологическое явление. Люди находят огромное утешение в том, что они определили мировое зло. У них "щелкнуло в голове" и им стало кристально ясно, что мировое зло - это евреи, мусульмане, верующие вообще, либералы, Путин, Обама, таджики, американцы, велосипедисты (нужное подчеркнуть). Человек "вцепляется мёртвой хваткой" в это, найденное им, мировое зло. Он постоянно думает и говорит о нем, выискивая на просторах сети новые и новые свидетельства крайнего злодейства его врагов. Его почти невозможно в чем-то убеждать — если вы ставите его картину мира под вопрос, вы тут же оказываетесь пособником мирового зла.
Попытки сказать, что все гораздо сложней и запутанней, а зло не хочет нам оказать такой любезности, чтобы сосредоточиться на одном полюсе - воспринимаются с глубокой обидой и болью. Только очень дурные и испорченные люди могут не видеть мировое зло, там где вижу его я.
Последствия такого взгляда на мир весьма печальны. Человек круглосуточно исходит ненавистью к реальным или предполагаемым злодеям, первая мысль по пробуждении — о них, о них же и последняя мысль — перед сном. О них он бормочет себе под нос, когда идет по улице, о них — и только о них — пишет в социальных сетях. В более тяжелой форме это может побудить людей к настоящим преступлениям — ибо по отношению к мировому злу все позволено.
В чем причина этой ситуации? Мы все нуждаемся в определенной системе моральных координат. Мы все нуждаемся в том, чтобы различать добро и зло. И самый простой (и самый неверный) ответ на вопрос о добре и зле — это определить зло как «их», как какую-то группу, к которой уж мы-то точно не принадлежим. Слово Божие дает другой ответ: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9) «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19).
Все люди (включая, разумеется, нас самих) лукавы и крайне испорчены. Человеческая природа — наша, их, моя лично — глубоко поражена грехом. Все мы негодуем на чужие грехи; все мы старательно не замечаем наших грехов или грехов тех, кого мы считаем "своими". Мы нуждаемся не в том, чтобы становиться в позу прокурора и напряженным пальцем показывать на соседа. Мы нуждаемся в осознании своего греха, покаянии и прощении. Христос умер за нас, как Он умер за них — мы можем принять Его прощение и стать источником мира и прощения для других. Именно к этому мы и призваны.