анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Если хочешь рассмешить Бога

Игорь Попов, Москва

"От улыбки станет всем светлей"
1 апреля традиционно отмечается День юмора. Правда не все к этому празднику однозначно относятся. Когда я слышу, в разных интерпретациях, поговорку: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах», то невольно задумываюсь о такой теме, как чувство юмора. Мне часто приходится слышать от суровых и бескомпромиссных верующих: «Смехотворство - это грех». И, в принципе, я где-то с ними согласен, но…

Апостол Павел лишь один раз упомянул такое явление, как смехотворство в своем богатом богословском наследии. В послании Ефесянам он написал, что смехотворство неприлично для верующего человека. Правда упомянул он его в общем контексте с двумя другими явлениями, которые характеризуют природу нашего испорченного грехом языка: сквернословие, пустословие и… смехотворство. Строгие указания о прекращении смеха и веселья в любом виде происходят, как правило со ссылкой именно на это место в Библии. Однако, даже здесь уже понятно, что Бог не против смеха, Бог против излишеств.

Нередко я сам себя ловил на том, что мне не всегда бывает просто остановиться. Решив проявить свое остроумие, я довольно быстро вхожу во вкус и перестаю видеть границы такта, уместности и, главное, меры. А потом мне почему-то бывает стыдно. Как стыдно бывает, когда бестактно обрываю другого человека, обижаю его. Может быть, юмор как раз такая лакмусовая бумажка моего внутреннего состояния.

Я уверен в том, что Бог имеет уникальное чувство юмора. Читая Библию, я много раз убеждался в этом замечательном для меня факте. Например, для меня всегда Книга пророка Ионы была одной из самых тонких и юмористических книг во всем Священном Писании, при всем том, что она затрагивает важные и серьезные вопросы веры и отношений человека и Бога. Один эпизод с вразумлением пророка чего стоит. Прочитайте 4 главу и этот удивительный диалог Бога и разочарованного пророка.

И таких примеров в Библии множество. Мне очень нравится эпизод противостояния пророка Илии 450-ти пророкам Ваала (3 книга Царств 18 глава). Сарказм Илии в разговоре с пророками Ваала и иудеями, поклоняющимися лжебогам, демонстрирует не только чувство юмора Бога, но и его сарказм. Господу Богу смешно наблюдать, как невежественные люди вместо поклонения своему Творцу, поклоняются идолам и лжебогам. Эта история высмеивает глупость и фанатизм людей.

«И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха» (3 Царств 18:25-29).

Бог не только обладает чувством юмора, но и является его источником. Это означает, что и в жизни и в Библии мы можем найти такие ситуации, над которыми можно по-доброму посмеяться. Умение же посмеяться над самим собой говорит о внутренней силе и отсутствии тщеславия.

Интересный случай произошёл с замечательным проповедником XIX века Джонатаном Эдвардсом. К нему пришли возмущенные верующие и сказали: «А вы, знаете, Преподобный, что о вас говорят ваши враги?!» Эдвардс улыбнулся и ответил: «Ха, если бы они знали меня, так как знаю себя я, они бы еще не то сказали!»

Много раз меня в самых серьезных и стрессовых ситуациях выручало чувство юмора моих друзей и окружающих. В моей профессии редактора журнала - это немалый навык, который помогает разрядить обстановку и принимать ситуацию такой, какая она есть на данный момент. В фильме М. Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» главный герой говорит замечательные слова: «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь господа, улыбайтесь». Не могу не согласиться с этим утверждением.

В нашей жизни должно быть больше улыбок и добра, унылости и мрачности нам и без того хватает. Может быть, тогда мир станет хоть на какое-то время видеться нам по-другому, да и другие люди будут вызывать у нас больше добрых улыбок, нежели поводов для возмущения. Главное не забывать, что «веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Книга Притч 17 глава, 22 стих).
О «психологических» объяснениях веры в Бога

Люди равны, а религии нет

Два подхода к религии

Ключи от рая

Галилей, Докинз и происхождение разума

Неизбежность соблазнов

«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

О невозможности потерять веру

Самая непопулярная заповедь

Материализм и вера без доказательств

О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Вознесение Господне

Важнее всего мира

От идолов к Богу живому

У нас есть, кому повиноваться

Мы куплены

Христианская догматика и Нагорная проповедь

Конец света – ужас или надежда?

К Богу живому от идолов

Не в наших руках
  Следующие 20 >>